Ultimate magazine theme for WordPress.

«СВЯТЫЕ СРОДНИКИ НАШИ»: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЦЕРКВИ РУССКОЙ. ЧАСТЬ 1

0 208

Церковь зиждется на крови мучеников. Что стоит за этими словами для нашего поколения, для людей, живущих сейчас в России? Чтобы твердо стать на православную стезю и глубоко осмыслить нашу жизнь, чтобы Господь до конца открыл глубину людей и событий ХХ века, необходима попытка молитвенного осмысления тех трагических событий. Многие вещи еще сокровенны для нас, поэтому важно очень сильно молитвенно потрудиться. Так же важно умом и сердцем понять подвиг новомучеников, исповедников и подвижников благочестия, живших в советский период. В этом нам поможет доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, главный научный сотрудник Отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков.

«На Кресте Спасителя было начертано политическое обвинение»

– Андрей Александрович, русские люди прошлых столетий воспитывались на житиях святых, в том числе и на житиях древних мучеников. Как Вы считаете, есть ли принципиальные отличия между гонениями первых веков христианства и гонениями ХХ века? Чем отличались большевистские «деоклитианы» от древних гонителей?

– Абсолютное зло будет существовать до скончания веков. В этом отношении между древними гонителями и большевиками разницы нет. Отличия лишь в частностях. Например, римские императоры не боролись против религии как таковой, у некоторых из них в божницах даже стояли статуи Христа. Христиан тогда нередко преследовали по обвинению в нелояльности государству. В Римской империи позволялось верить во что угодно, но требовалось при этом проявление лояльности императору как сакральной фигуре. И этому обожествленному государству нужно было хотя бы формально принести жертву. Однако для христиан даже формальная жертва была неприемлема и считалась отречением от Христа. Из-за этого многие шли на смерть.

Что касается коммунистических гонений, то здесь ситуация была несколько иная: государство боролось против любой веры, любой религии, старалось искоренить все, что выходило за рамки материалистической модели. Даже отвлеченные разговоры о Боге Ленин не выносил, заявляя, что не может быть «никакого заигрывания с боженькой», а саму веру называл труположством.

– Но тут возникает другой вопрос. Порой говорят, что в древности отречением человек мог купить не только жизнь, но и богатство и власть, а в ХХ веке христиан уничтожали только по факту их веры.

– На самом деле это не совсем так. Действительно, в древности христиан нередко заставляли отречься от своей веры, но не всегда. Случаев, когда христиан убивали, ни о чем их не спрашивая, мы знаем немало, один из таких примеров – 45 мучеников Армянских в IV веке. Знаем также немало мучеников, которые пострадали не за исповедание Христа, а за добродетели – это святые Фомаида, Вероника, Зотик Сиропитатель и другие.

Мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид Константинополь. 985 г. Мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид Константинополь. 985 г.

Знаем мучеников, которые погибли от рук разбойников или захватчиков, как, например, священномученик Макарий Киевский, поэтому факт убийства христиан в ХХ веке без требования отречения с их стороны не выглядит чем-то особенным.

Но при этом мы знаем и множество примеров из новейшей истории, когда от христиан прямо требовали отречения от веры. Священник с амвона или через газету мог объявить своим прихожанам, что перестал верить в Бога, что обманывал людей, а взамен сохранить себе жизнь, а иногда и получить хорошую должность. А сколько было опосредованного мученичества за Христа, когда священник отказывался сотрудничать с НКВД, писать доносы на других!

То же самое можно сказать и о мирянах. Наверное, проще было выжить, никак не участвуя в церковной жизни. Но очень часто христиане не могли отказаться от своих принципов и страдали от того, что собирали деньги для помощи ссыльным священникам или выступали против закрытия храмов. Можно ли считать смерть за защиту храма или за отказ стать осведомителем мученичеством за Христа? Безусловно, можно.

– Иногда говорят, что причинами убийства некоторых мучеников были политические.

– Дело в том, что политические обвинения во все века служили лишь прикрытием для беззаконий. Вспомним, что на Кресте Спасителя было начертано политическое обвинение – «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Иудеи, конечно же, искали возможности убить Его за то, что он называл Себя Богом и проповедовал не то, чего они ждали. Но формально Господа казнили за то, что он Царь Иудейский, то есть мятежник, враг Рима и государства.

История Церкви знает массу примеров, когда мученик погибал по политическим причинам. Этот вопрос, например, обсуждался в Русской Зарубежной Церкви, когда она готовилась к прославлению Царской семьи. Тогда тоже были разговоры, что Царскую семью убили по политическим мотивам. Сторонники канонизации обращали внимание на то, что пророк Иоанн Предтеча в песнопениях именуется мучеником, хотя формально пострадал не за веру, а за обличение нечестивого правителя. И сколько других, любимых народом мучеников пострадало, на первый взгляд, именно по политическим причинам! Это святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб; святой благоверный князь Андрей Боголюбский; святой благоверный князь Игорь Черниговский; святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси; священномученик Ермоген, Патриарх Московский. Перечислять имена можно долго. И препятствием к почитанию политические обстоятельства их смерти не являются.

В. Моргун. «Поляки ведут св. Гермогена в темницу» В. Моргун. «Поляки ведут св. Гермогена в темницу»

– История раскрывается в судьбах, деталях жизни. Могли бы Вы рассказать какие-нибудь поразившие Вас эпизоды страданий из жизни новомучеников?

– Апостол Павел говорит: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8), а потому и в древних житиях, и в новых, поразительных эпизодов множество. Вспомним, например, преподобномученицу Маргариту (Гунаропуло), настоятельницу монастыря в Мензелинске. Когда в 1918 году в город вошли красные, она хотела уехать и уже была на пристани, но неожиданно вернулась и приняла смерть. Монахини рассказывали, почему она вернулась – на пристани игуменье явился святитель Николай, сказавший: «Зачем бежишь от своего венца?» Этот случай привычнее было бы прочитать в древнем житии или патерике. Но мы видим, что и в ХХ веке такое возможно. А сколько было случаев, когда священника долго не могли расстрелять, пули не причиняли вреда, сколько имеется случаев нетления мощей новомучеников, их посмертной помощи.

Не оставляют равнодушными и факты издевательств над людьми. Мы знаем о страшных «конвейерах», когда следователи чередовались, а человеку не давали спать сутками, порой неделями. Неминуемые галлюцинации после таких допросов описал в своих воспоминаниях святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Или случай со святым Леонтием (Стасевичем) Михайловским, которого на Пасху лагерная охрана опускала в яму с нечистотами, требуя отречения. Опускали и поднимали, каждый раз спрашивая, отрекается ли он от Христа, на что исповедник каждый раз отвечал: «Христос Воскресе!» В конце концов мучители устали и оставили в покое страдальца, которому впоследствии было суждено выйти на свободу и даже старчествовать в Ивановской области.

– Многие дети новомучеников из соображений безопасности скрывали, что они дети священников, меняли свои фамилии. Некоторые из них даже не знают, что их предки репрессированы и кто-то даже причислен к лику святых. Мы сейчас являемся Иванами, не помнящими своего родства. Можно ли сказать, что именно богоборческий период повлиял на забвение своих корней?

– Да, безусловно, большевистские годы – это годы безвременья и беспамятства. Все, что было до 1917 года, отвергалось, смысл нашей многовековой истории свелся к подготовке Октябрьской революции. Старое разрушалось, массово уничтожались храмы, памятники, разорялись дворянские усадьбы.

С другой стороны, был и социальный геноцид, когда «классово чуждые» не могли рассчитывать ни на карьеру, ни на безопасность, когда государство стало для человека не защитником, а главной опасностью. В итоге многие потомки дворян, священников, «раскулаченных» либо отказывались от своих родителей, либо, в лучшем случае, молчали о своих корнях, скрывая их даже от своих детей и внуков.

Как правило, современный человек не знает своих предков. Я, например, знаю предков лишь по линии одной из своих бабушек, благодаря ее помяннику. Удалось когда-то узнать, кем были записанные в нем. А с другими линиями такого нет. Кто-то скрывал происхождение, кто-то просто не интересовался.

Но страшнее даже не забвение, а оправдание убийц наших отцов и дедов. Мне как-то довелось познакомиться с интересным расследованием журналиста Александра Нежного о петроградских мучениках, которых расстреляли по делу о церковных ценностях. Автор разыскал потомков одного из страдальцев – Юрия Новицкого. Они помнят его, но оправдывают убийц словами «такое было время», если бы не он пострадал, то пострадал бы кто-то другой.

Снос памятника Александру III в Москве. 1918 г. Снос памятника Александру III в Москве. 1918 г.

– Как Вы это объясните?

– По-моему, это следствие нравственной подмены, когда высшей ценностью становится не Бог, не правда Христова, даже не человеческая жизнь, а государство. Внешнее величие, по мнению некоторых, оправдывает любое беззаконие. Пусть это величие даже было безбожным. Так что определенная часть наших современников сотворила себе именно такого кумира.

– Есть ли какие-то «белые пятна» в жизни и смерти новомучеников?

– Да, безусловно, остается немало загадок. Можно начать с убийства Царской семьи. Мы знаем из открытых документов, что ВЦИК во главе со Свердловым одобрил цареубийство, а Совнарком во главе с Лениным равнодушно принял его «к сведению». Безусловно, убийство не могло пройти мимо высших лиц советской администрации, однако до сих пор формально неизвестно, кто конкретно отдал преступный приказ.

Другой не менее известный страдалец – Патриарх Тихон. Считается, что он умер своей смертью. Но Николай Васильевич Писарев, который некоторое время был иподиаконом у святителя Патриарха Тихона, мне когда-то рассказывал, что в Москве в 1925 году ни у кого не было сомнений, что патриарх умер не своей смертью. Покойный исследователь из Латвии Александр Валентинович Гаврилин обнародовал сведения латвийской разведки, согласно которым патриарх был отравлен большой дозой морфия.

Известно, что в Москве в Варсонофьевском переулке действовала лаборатория ядов под руководством Майрановского. Мы знаем об очень подозрительных смертях представителей ленинской гвардии в 20–30-е годы XX века. Могло ли советское руководство отравить патриарха? По-моему, очень даже могло. Он действительно мешал властям, а вот после его смерти стало намного удобнее плодить в Церкви расколы и разделения.

Я ни в коем случае не опровергаю официальную версию о естественной смерти патриарха, но то, что необходимы дальнейшие исследования, представляется бесспорным. Проблема во многом возникает из-за недоступности многих документов. Архивы, открытые в начале 1990-х годов, последние десятилетия закрываются, и найти правду очень непросто.

– Обнаруживаются ли новые сведения об обстоятельствах смерти?

– Есть случаи, когда после дополнительного расследования уточнялась дата или место страданий и смерти святого. Что касается обстоятельств, то и здесь бывают уточнения. Хотелось бы рассказать об истории святого Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского. До недавнего времени он был указан в календаре как священномученик, а сейчас упомянут как священноисповедник. Многие, наверное, знают, что разница между этими чинами святости зависит от того, был ли человек убит или перенес страдания, но умер естественной смертью. В случае с владыкой Сильвестром история была такая. Считалось, что его прибили гвоздями к доскам, и эта версия вошла в его житие. Однако потом было найдено свидетельство современника, что архиепископ Сильвестр тяжело болел и жил у одного священника. Также была обнаружена справка, что святитель умер от рака кишечника. Даже если мы признаем эту версию окончательной, то на факт святости это не повлияет: архиепископ был известен праведной жизнью, ранее претерпел тюремное заключение, ждал судебного процесса, и это ожидание могло ускорить его смерть.

Икона священномученика Сильвестра (Ольшевского), архиеп. Омского и ПавлодарскогоИкона священномученика Сильвестра (Ольшевского), архиеп. Омского и Павлодарского

Но как мне представляется, точку в этом деле ставить рано, ведь и больного человека можно было схватить среди ночи, отвезти в ЧК и жестоко умертвить. На это много времени не нужно. Что касается справки о смерти, то известны случаи, когда их выдавали фиктивно, чтобы родственники могли получить тело для захоронения. Да и сами красные, хотя им тогда позволялось многое, тоже не хотели официального расследования, если преступление было совершено без прямого приказа сверху. Поэтому справка была выписана, верующие похоронили святителя, сохранили его мощи, а убийцы избавились от хлопот с расследованием. Так что справка не всегда является истиной в последней инстанции.

– Бытует мнение, что почитание новомучеников «не сложилось», что о них знает только церковная элита. Что Вы об этом думаете?

– Я не стал бы обобщать. Обратите внимание, какие иконы стоят в домах обычных православных. Как правило, это святитель Николай Чудотворец, великомученик и целитель Пантелеимон, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святые блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская. Может быть, еще небесные покровители членов семьи. Из того, что у людей нет икон сонма отцов-пустынников, не следует, что у нас нет почитания преподобных. Если у людей нет икон апостолов, не следует, что не сложилось их почитание. То же и с новомучениками. Конкретных страдальцев знают и молятся им. Многие почитают Царственных мучеников, святителя Луку (Войно-Ясенецкого), преподобномученицу Елисавету Феодоровну. Почитают исповедников, которые пережили гонения и впоследствии были известны как старцы: святитель Афанасий (Сахаров), исповедники Петр Чельцов, Иоанн Калинин, Гавриил Мелекесский (Игошкин). Что касается других новомучеников, то многих из них почитают на местах, хотя в других регионах они могут быть почти неизвестны. И это совершенно нормальное явление: со многими древними святыми – такая же история.

Когда говорят, что не сложилось почитание новомучеников, то имеют в виду другое – что их подвиг не оценен, что этот подвиг не заставил людей сделать должные выводы. А выводы должны были быть такие: произошедшее с нашей страной и Церковью не должно повториться, тоталитарный режим – всегда зло. И если коммунистическую власть кто-то оправдывает, то остается признать, что урок, преподанный русскому народу, так и не усвоен.

(Окончание следует.)

Беседовала Анастасия Высотенко

Андрей Кострюков

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.