ДОСТОИНСТВО: ВОСХОЖДЕНИЕ К БОГОПОДОБИЮ
Достоинство – одна из базовых человеческих ценностей. Об этом нам говорит Священное Писание делами Бога Отца и устами Господа Иисуса Христа. Часто мы забываем, как важно сохранять и развивать чувство собственного достоинства в себе и уважать достоинство других людей. На самом деле – это по-христиански и вполне в концепции любви к ближнему.
Бог вдыхает в Адама дыхание жизни. Мозаика из Палатинской капеллы, Палермо, Сицилия, XII в. Бог вдыхает в Адама дыхание жизни. Мозаика из Палатинской капеллы, Палермо, Сицилия, XII в.
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27). Уже в первой главе Библии (Книге Бытия) мы читаем важный посыл о том, что люди – это не «ничтожные твари», не животные, а созданные по образу Бога существа. Это важно для нашего самопонимания, что человек – дитя Создателя. Именно в данной мысли рождается и понимание собственной надреальности происхождения, величия и, безусловно, ответственности за себя перед самим собой и сотворившим нас Родителем. Не будем падать в крайность разговоров об опасности возгородиться, лишь повторимся, уравновешивая мысль о «благородном происхождении», об огромной ответственности. Такой подход помогает адекватно смотреть на себя самого, а адекватность, как известно, есть синоним смирения. И в этом равновесии можно ощутить то, что принято называть достоинством.
Достоинство как морально-нравственная категория – это уважение и самоуважение человеческой личности. Для христианина здесь все должно быть ясно: мы уважаем собственное достоинство как носимый в нас образ Бога и ровно настолько же уважаем достоинство другого человека, ибо он сотворен, как и мы, по образу и подобию Бога. Логично, что если Господь призывает нас любить ближнего своего, как самого себя (см.: Мк. 12: 31), то мы будем чтить права другого человека, в том числе и на сохранение собственного достоинства.
Сотворение Адама. Фреска церкви Царевича Димитрия «на крови» в Угличе Сотворение Адама. Фреска церкви Царевича Димитрия «на крови» в Угличе
Уважительное отношение к личности – это то, чему нас учит Христос со страниц Священного Писания. Спаситель не унижает опустившихся грешников, что привычно для подавляющего большинства представителей человеческого общества, а, наоборот, дает им надежду и становится причиной перерождения вчерашних мытарей или блудниц. Поскольку мы призваны своей жизнью подражать Христу как эталону преображения нашей падшей природы, то нам нужно научиться и этому качеству, продемонстрированному в Евангелии.
Но справедливо отметить и то, что Спаситель Сам ведет себя достойно во всех ситуациях. Иначе и быть не может, как бы безмолвно говорит нам Христос, отмечая, что ты можешь транслировать миру то, что внутри тебя. Итак, достоинство нужно сохранять прежде всего в себе, тогда и уважение достоинства других людей будет возможно реализовывать не на словах, а на деле.
Спаситель от начала и до конца евангельской истории верен Своим вечным убеждениям. Он не занимает соглашательской позиции ни с искушавшим Его диаволом, ни с сильными мира сего. Господь придерживается миссии, с которой вочеловечился, достигает поставленных целей. Он всегда находит, что ответить вопрошающим. При этом Христос не отказывает обращающимся к Нему за помощью, уважая право каждого встреченного человека воспользоваться возможностью получить помощь от Бога, причем фактически во всех случаях – в экстремальных ситуациях, связанных со здоровьем, иногда даже с возвращением усопших к жизни.
Искушения Христа в пустыне. Фреска афонского монастыря Дионисиат Искушения Христа в пустыне. Фреска афонского монастыря Дионисиат
Спаситель с достоинством держится на суде, Он демонстрирует волю и смелость, сохраняя, вопреки внешним мощным ударам обстоятельств, именно чувство собственного достоинства.
К сожалению, мы, верующие люди, по каким-то неясным причинам часто игнорируем, а хуже – не признаем такие благородные категории (родившиеся, кстати, в христианской цивилизации или воцерковленные ей) ни за собой, ни за другими людьми. Порой под предлогом борьбы с чужой или собственной гордыней мы позволяем себе подавлять вполне нормальные движения нашей души, нанося и себе, и ближним вред, возможно, непоправимый. Вспомните сами, сколько раз вы становились свидетелями ситуации в церковном сообществе, когда поведение другого человека, сохраняющего собственное достоинство, не заискивающего картинно и не изображающего ложное смирение, погрешно воспринималось как гордое или высокомерное? Мы, увы, перестали различать собственно гордыню, презирающую другую личность, и человека, исполненного достоинства, уважительно относящегося к окружающим, но при этом не позволяющего себе раболепства и ненужных самоуничижительных ужимок.
Между тем, осознание собственного достоинства, а также уважение достоинства ближнего – важное качество для раскрытия человеческого потенциала, энергии и творчества, заложенных в нас. Безусловно, личность христианина должна развиваться интегрально, без «перекосов» в ту или иную сторону, но, как было замечено, мы часто упускаем обсуждаемую сегодня в тексте нравственную категорию из вида (в лучшем случае). В то же время внимание к ней и постулирование в мире, где мы живем, можно считать прямым исполнением заповеди Спасителя о любви к ближнему.
Владимир Басенков
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм