Ultimate magazine theme for WordPress.

КАК ОТНОСИТЬСЯ К СМЕРТИ

0 38

Митрополит Серафим (Жоантэ)

Когда мы говорим о смерти, то понимаем ее как естественное явление, как угасание жизни и упразднение тела посредством его возвращения в землю. Некоторые ошибочно воспринимают смерть как возвращение человеческого существа в небытие. В Румынии, где атеистами себя объявляет лишь 0,1% населения, в прессе можно часто прочитать некролог, который начинается со слов: «Такой-то или такая-то ушли в небытие». Это, безусловно, указывает на недостаток религиозной культуры в обществе. Потому что объявлять себя верующими и при этом говорить, что смерть является переходом в небытие, противоречиво.

Для верующих в Бога смерть никогда не рассматривается как конечное угасание жизни, конец существования или переход в небытие. Ведь через отделение души от тела жизнь человека не угасает, и его существование не заканчивается, но продолжается уже на другом уровне. И этот уровень неподвластно эмпирически познать человеку, ведь он является творением Божиим, состоящим из материального тела и души.

В Священном Писании говорится, что после смерти тело возвращается в землю, становится земным прахом, из которого оно и было создано, а душа возвращается к Богу. В частности, в Писании говорится, что смерть – это последствие греха: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 23). Поэтому смерть не является частью прототипической природы человека, созданного для жизни вечной.

Смерть – это бедствие, вошедшее в жизнь человечества через первородный грех прародителей. Таким образом человек стал смертным, а с ним и все творение: «Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8: 20). Смерть есть нечто противоестественное, и люди в основной массе несут в себе стремление к жизни, а не к ее уничтожению. Поэтому никто в здравом уме не хочет умирать, но мы все хотим жить вечно. А вечная жизнь существует только с Богом и только в связи с Ним.

Спаситель говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14: 6); «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10: 10). Только во Христе человек живет истинной жизнью, которая соответствует его природе как творения, созданного по образу и подобию бессмертного Бога. Только во Христе мы подлинно бессмертны. Смерть Спасителя, которую Он претерпел добровольно, и Его Воскресение из мертвых уничтожили принцип земной смерти как отделения от Бога и превратили ее в Пасху. Благодаря Ему смерть теперь стала переходом к полноте жизни.

Тот, кто верует в Господа Иисуса Христа и остается единым с Ним, не умрет: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5: 24). Поэтому, используя христианские термины, мы уже говорим не о смерти, а об упокоении в Господе. Конечно, вера в Господа Иисуса Христа не отменяет физическую смерть, но превращает ее в переход в жизнь вечную. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Смерть есть не что иное, как упокоение, пилигримство, переход из несовершенного состояния в совершенное». Но даже физическая смерть является лишь временной до Второго пришествия Христова. Тогда наше тело воскреснет и воссоединится с нашей душой, чтобы образовать особую форму существования. К этой форме мы можем прикоснуться здесь, на земле, только через веру.

С точки зрения христианского учения, если человек отделен от Бога через неверие, он живет на земле в состоянии духовной смерти. И если эта духовная смерть продлится до конца земной жизни человека, то она может стать смертью вечной, то есть окончательным отделением от Бога. Святая Церковь постоянно молится за каждой Евхаристией о спасении всех нас как от духовной смерти, так и от вечной. Часто в православных богослужениях мы просим у Бога «христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом». Конечно, христианской кончины может достичь только тот, кто обратился ко Христу через покаяние и всю свою жизнь старался следовать за Ним.

Мы также молимся о добром ответе на Страшном суде, потому что после смерти неминуемо для всех будет суд. Святой апостол Павел говорил: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9: 27). Священное Писание предостерегает нас о двух судах, а именно об индивидуальном, который последует за отделением души от тела, и о Страшном, который будет происходить по Втором пришествии Христовом. Бог будет судить людей по их душевному состоянию после земной смерти, когда душа отделится от тела. Критерием индивидуального суда каждой души, так и суда окончательного, будет любовь, выражающаяся в конкретных делах, которые мы совершили по отношению к ближним.

Согласно Священному Писанию, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). Вот почему Церковь молится о спасении всех усопших, то есть об их вечном спасении и неиссякаемом общении с Богом и святыми. Но мы должны помнить, что существует не только вечный рай, но и бесконечные мучения для тех, кто умирает в неверии, с ожесточенными сердцами, в ненависти, без раскаяния. Благодаря свободе, данной человеку Богом, человек может принять решение навечно пребывать в противостоянии с Ним.

Наши прошения за усопших в личной молитве и особенно в молитве церковной – это акт любви к ним. Мы верим, что усопшие живы даже более, чем мы, живущие на земле. Мы также верим, что Церковь – это единство и живых, и мертвых, со святыми и Богородицей во главе. И особое значение перед Богом имеют дела милосердия как выражение нашей любви к усопшим, поскольку эти дела дополняют то, чего они не смогли достичь в своей жизни по разным причинам.

Православная Церковь высоко поставляет тело человека, так же, как и его душу: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6: 19). Поэтому тела усопших в христианской традиции не кремируются, а полагаются в землю в гробах с лицами на восток, в ожидании Второго пришествия Христова. Некоторые тела святых остаются нетленными. Ибо что такое святые мощи, как не тело или его части, на которых фактически почивает Святой Дух? Мощи святых являются неоспоримым свидетельством продолжения жизни после того, как душа отделится от тела. И из уважения к тайне человеческой плоти, которая представляет собой не просто чистую материю, а материю, сформированную посредством Духа Святого, мы не можем сжигать тело после кончины человека.

В православной традиции смерть не воспринимается как нечто ужасное. Для тех, кто истинно верует, смерть не есть явление чужое. Святитель Василий Великий говорит, что истинная философия неотделима от размышлений от смерти. Святые отцы также рекомендуют нам всегда памятовать о смерти, потому что мысль о ней удерживает нас от греха. «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Прем. Сираха 7: 39). Поминовение усопших в Православной Церкви существует именно благодаря вере христиан в бессмертие души. Любовь связывает нас друг с другом и со Христом, а она сильнее смерти. Святой апостол Павел писал: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 38–39).

Процесс погребения умерших в нашей культуре начинается с того, что тело покойника омывают, одевают в праздничные одежды и кладут в гроб. Хорошо, если это происходит в атмосфере молитвы, когда читаются псалмы и другие тексты из Священного Писания. На третий день гроб с умершим крестным ходом вносят в церковь, где и совершается его отпевание. Затем его опускают в могилу. Через девять и сорок дней после похорон совершаются особые церковные поминовения в память об усопшем. Каждая суббота в Церкви посвящена поминовению усопших, потому что Христос был в субботу Своим телом во гробе. В память об умерших верующие творят милостыню.

В заключение скажем о том, что, хотя человеческая смерть и кажется чем-то естественным, но с точки зрения православной веры это самое противоестественное явление. Смерть человека как отделение от Бога, источника жизни, была преодолена Христом через Его собственную смерть и Воскресение. И во Христе кончина человека стала Пасхой, переходом к полноте жизни. Вот почему отшествие в мир иной не устрашает христианина. Ведь он осознает, что по отделении души от тела жизнь будет продолжаться в полном ее единении с Богом, с Богородицей, со всеми святыми и с теми, кто вел на земле богоугодную жизнь. Аминь.

Перевела с немецкого Александра Калиновская
Сайт
Mitropolia-ro.de

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.