Ultimate magazine theme for WordPress.

МНОГОСЛОЖНОСТЬ ТЩЕСЛАВИЯ

0 80

Проявления тщеславия очень разнообразны, можно тщеславиться очень многим. Преподобный Исаак делит тщеславие на два уровня: тела и души. Когда наш ум полагает, что телесные вещи важнее или ценнее, чем они есть на самом деле, тщеславие может привести нас к блудному падению.

____________________________

Священник Михаил Гиллис

Давайте сегодня поговорим о тщеславии. Один из неприятных моментов, связанных с тщеславием, по словам преподобного Исаака Сирина, состоит в том, что оно предает человека либо блуду, либо гордыне. Но прежде чем мы сможем говорить об этом, нам нужно понять, что же такое тщеславие. В настоящее время в нашем обществе слово «тщеславный» означает, что некто имеет о себе высокое мнение. Но это не первоначальное значение этого слова и не то, которое содержится в Библии и в гимнологии Церкви. Вот почему многие православные христиане имеют о нем слабое представление.

О. Тульмуш «Тщеславие». 1890 г. О. Тульмуш «Тщеславие». 1890 г.

Слово «тщета» раньше означало (и до сих пор иногда означает) нечто пустое, бессильное или бесполезное. Именно такое значение у слова «тщеславие», когда, например, говорится о тщетных идолах в Библии. Идолы пусты, бессильны и бесполезны. Когда в православных молитвах упоминается о суетных и нечистых помыслах, имеются в виду именно такие помыслы – пустые и бесполезные. Такие помыслы не обязательно являются злыми. Но они часто приводят к нечистым образам в воображении, как указывал преподобный Исаак: «Тщеславие, по причине непрестанного мятежа и смущения помышлений своих, из всего встречающегося собирает нечистые сокровища и оскверняет сердце».

Вторая составляющая тщеславия – это тщетное наслаждение славой. «Слава» на иврите означает «нечто ценное, вещественное». То есть это тяжесть, которая подавляет вас настолько, что вы уже не можете находиться в присутствии ангела. Настоящая слава – это атрибут Бога, и такой величественный, что серафимы должны закрывать свои лица, чтобы продолжать находиться в присутствии Бога. Таким образом, тщеславие означает переоцененное отношение к чему-то, восхваление чего-то или придание слишком большого значения, веса, содержания или ценности чему-то неважному или не очень важному.

Так, например, в моем случае тщеславно уделять слишком много внимания своей одежде. Дело не в том, что одежда, которую я ношу, совершенно неважна. Одеваться следует соответственно погоде и ситуации. Однако это гораздо менее важно, чем такие душевные качества, как доброта, милосердие, верность или щедрость, которые я проявляю по отношению к ближним. Несравнимо более важно, чтобы я был добрым и щедрым по отношению к другим, даже если это означает, что я одет не совсем подобающе. Вспомним пример святителя Мартина Милостивого, который разорвал свой военный плащ пополам, чтобы прикрыть замерзшего нищего.

Проявления тщеславия очень разнообразны, можно тщеславиться очень многим. Преподобный Исаак делит тщеславие на два уровня: тела и души. Когда наш ум полагает, что телесные вещи важнее или ценнее, чем они есть на самом деле, тщеславие может привести нас к блудному падению. Святой Исаак говорил: «Тщеславие – служитель блуда и дело гордыни». К уровню тела относится то внимание, которое человек уделяет внешности, здоровью, одежде, имуществу, статусу, рангу, своей репутации. Так, например, для меня важно быть достаточно здоровым, чтобы не быть обузой для других. Но если я уделяю излишнее внимание своему здоровью, это уже становится тщеславным с моей стороны, ведь это отвлекает мое внимание от любви к Богу и ближнему.

Вторая степень тщеславия, по мнению преподобного Исаака, – душевная. Тщеславие предает душу гордости. Преподобный называет две особые области, где тщеславие проявляется особенно. Это превозношение в том, как человек себя ведет, и в знаниях. Когда я хвалю себя или наслаждаюсь самим собой, когда другие отмечают мое превосходное поведение, мое благочестие или правильность моих поступков, тогда я впадаю в тщеславие. «Ищущий славы от людей не может иметь смиренных помыслов», – говорил преподобный Исаак.

Это относится и к знаниям, даже к правильным знаниям. Если я знаю правильный ответ на что-то, правильное учение или практику, я должен быть очень осторожным. В особенности, когда я точно знаю, что я в чем-то прав, то нахожусь на грани впадения в тщеславие, которое, по словам сирийского подвижника, «умножает в нас язву гордыни». Опять же, дело не в том, что правильное поведение и правильное знание не имеют значения для нашей жизни. Но скорее они редко являются действительно самыми важными вопросами. Самые важные вопросы жизни связаны с нашими отношениями: отношениями с Богом и отношениями друг с другом. Самое главное – какие добродетели мы имеем, есть ли у нас плоды Духа, любовь к Богу и ближнему. Если оказаться обязательно правым для меня более важно, более весомо, имеет для меня бóльшую ценность, чем любовь и забота о моем брате, за которого умер Христос, тогда, возможно, я стал дальше от Христа, но приблизился к тщеславию. И если я тщеславен в этих сферах моей души, то, может быть, я уже страдаю от того, что святой Исаак называет «язвой гордыни».

Как и во многих других областях духовной жизни, тщеславие – это не просто дилемма черного и белого. Как и почти во всех духовных вопросах, здесь нужно рассуждение. Если что-либо в проявлении к другим для меня важнее доброты и снисхождения, то скорее всего я страдаю от тщеславия. Правильное православное учение и практика, конечно, очень важны, но если я буду судить других по тому, что мне известно как правильное, то даже самое возвышенное и истинное православное благочестие может стать причиной тщеславия. Я никогда не должен забывать, что фарисей в одной из притч Евангелия постился, молился и даже давал десятину. Он внешне все сделал правильно, но мытарь, сделавший очень мало добра, молил Бога о милости, и был более оправдан Богом: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 13–14). Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская

Сайт Ancient Faith

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.