Ultimate magazine theme for WordPress.

«ПРИОБРЕСТИ ДУШИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ». ЧАСТЬ 2

0 52

Иеросхимонах Паисий (Олару)

Часть 1. 

О монашестве

– Какая самая важная обязанность монастырей и монахов?

– Непрестанно молиться за себя и за весь мир, всегда прославлять Бога, учить и утешать верующих. В монастыре Марфа должна подчиняться Марии, а не наоборот, и жить с ней в согласии.

– Почему сегодня ослабла ревность к молитве и добрым делам как среди монахов, так и среди мирян?

– Потому что во всем мире оскудела вера. Сегодня почти каждый мирянин и монах признает, что не может молиться так, как раньше. Только большим трудом и стараниями немногие добрые монахи и миряне в состоянии поддерживать чистую молитву день и ночь. Мы же, в отличие от них, всегда окружены заботами, людьми, суетой, и когда мы молимся, наш ум рассеян и полон посторонних мыслей. Рассмотрим три искушения, которым подвергся Спаситель: первое было связано с чревоугодием, второе – с гордостью и третье – с неверием. И в каждом случае Он побеждал лукавого словами: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

И сегодня между Марфой и Марией идет большой спор о том, кто же избрал благую часть. В монастырях, как и везде, над Марией господствует Марфа и не дает той много молиться, а Мария безутешно плачет. Если бы мы поставили на первое место Церковь и прославление Бога, как Мария, а на второе – послушание и рукоделие, как Марфа, то наши монастыри и церкви духовно бы возродились и лукавый убежал бы от людей. Духовный прогресс начинается со слов: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» (из молитвы Ефрема Сирина).

– Какую милостыню должны давать монахи?

– Монахи, у которых есть что дать, должны помогать нуждающимся. Я верю, что те, кто помогает странникам и своим врагам, получат большую награду. Но высшая милостыня монахов – это всегда быть бедным во всем материальном и молиться за всех. Как говорит псалмопевец: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61: 11). Те, у кого ничего нет, должны жить так, как будто у них есть все, а те, у кого есть что-то, должны жить так, как будто у них нет ничего, и должны делиться с другими. Спаситель учит нас: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16: 9). Милостыня, конечно, имеет большую силу, но для монахов выше всего бедность и чистая молитва.

– Если монах не может вынести того послушания, которое ему было дано, что ему делать?

– Если он может, но не хочет – это грех. Но если он действительно не может, потому что это слишком обременительно или он болен, это не является грехом. Только пусть скажет игумену, и тот устроит другое послушание, как Бог вразумит его. В монастыре без благословения ничего делать не следует. Если мы будем жить в послушании, отсекая свою волю, мы будем спасены.

О смирении

– Что такое смирение, отец Паисий?

– Смирение – это мысль и убежденность нашего сердца в том, что мы грешнее всех людей и недостойны милости Божией. Уничтожение самих себя не означает, что у нас есть настоящее смирение. Настоящее смирение – это когда нас прилюдно стыдят и оскорбляют, а мы терпим это и говорим: «Бог попустил этому брату опозорить меня за многие мои грехи». Мы должны воспринимать все как волю Божию. Когда кто-то стыдит тебя, скажи себе, что такова была воля Божия. Когда кто-то берет что-то у тебя, скажи себе, что так повелел Бог, чтобы сделать из тебя монаха. Когда тебя удалят с высокого места, скажи себе, что и это повелел Бог, чтобы ты изменился и избавился от своих страстей и дурных привычек. Вот это настоящее смирение. А гордость – это когда мы верим в себя, в свой разум, в свои силы, когда думаем, что мы способнее кого-то другого, лучше, красивее, добродетельнее, что мы более угодны Богу, чем другой. Тогда, несомненно, мы побеждены безобразным грехом гордыни, от которого да сохранит нас Господь, смиривший Себя нашего ради спасения.

Смиримся же, братие, потому что гордый не может спастись. Давайте начнем оплакивать наши грехи здесь, на земле, дабы мы смогли вечно радоваться в следующей жизни. Ибо после того, как мы покинем этот мир, все о нас забудут. Будем же надеяться не на людей, а только на Бога. Человек меняется. Сегодня он дает тебе, а завтра просит у тебя. Сегодня он хвалит тебя, а завтра осуждает. Если мы будем надеяться на милость Божию, то никогда не собьемся с пути. Зачастую животные мудрее людей. Давайте научимся послушанию и терпению у вола, смирению и кротости у агнца, чистоте и трудолюбию у муравьев и пчел. Без искушений и скорбей нам не спастись. Но нам не следует смущаться или ослабевать в вере из-за того, что сейчас лукавый дух нападает на людей более жестоко, чем в прошлом. У него осталось немного времени, чтобы править миром. Будем же молиться, терпеть и помнить слова Господа, Который сказал: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20).

Не должно отчаиваться во времена испытаний, потому что Бог не оставляет нас. Как во времена пророка Илии, когда у Бога было еще семь тысяч избранных Своих, не преклонивших колен перед Ваалом, так и сегодня у Него есть избранные христиане с крепкой верой, не преклонившие души своей в порабощение страстям. Это праведники, прославляющие Его день и ночь, живущие в девстве и воздержании, творящие милостыню. Но только Он один знает их имена.

– Как примирить тех, кто ссорится?

– Сначала следует помолиться за них. Потом нужно побудить их исповедаться духовнику и напомнить им слова Евангелия о примирении, по слову Господа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5: 9). Насколько возможно, нам всегда подобает стремиться к примирению, ибо мы – сыны Божии и несем в себе мир Святого Духа. Те, кто находится не в мире, не могут причащаться. Если один из них умрет, не примирившись с другим, то оставшийся в живых должен сорок дней ходить к его могиле и умолять его простить его. Конечно, это довольно трудно. Но мы призываем живых совершить поклон перед мертвыми, с которыми они поссорились при жизни. Таким образом мы надеемся на милость Божию и на то, что Он их простит.

О детоубийстве

Некая женщина, не желавшая иметь много детей, пришла к старцу Паисию и спросила его совета, что ей делать. Он сказал ей:

– Если вы избегаете иметь детей, вы избегаете спасения. Одного ребенка недостаточно, потому что вы можете его потерять. Если у вас много детей, они обычно здоровее, чем один или два, потому что один ребенок в семье часто становятся избалованным и болезненным. Здесь исполняется слово Господне: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6). После отречения от веры одним из величайших грехов является убийство младенцев путем аборта. Эти два греха быстро навлекают на людей Божий гнев и наказание.

– Какую епитимию Вы даете тем, кто сделал аборт?

– Епитимией за аборты и убийства вообще является пожизненное раскаяние. Епитимия состоит в определенном количестве ежедневных поклонов, в посте каждую среду и пятницу до вечера, в полном избегании этого греха в будущем, а также в рождении и крещении других детей вместо убитых. Также в этих случаях таким людям запрещено причащаться в течение семи лет, за исключением если женщина беременна.

– Что будет с душами младенцев, убитых абортом?

– Я верю, что эти младенцы – мученики. Они пополнят число мучеников в последние времена, как говорится в книге Апокалипсис: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6: 9). Умирая таким образом, они получают крещение кровью, но Церковь не поминает их в своих молитвах, чтобы не поощрять аборты, которые для родителей являются актом детоубийства.

Духовная связь

Старцы Паисий (Олару) и Клеопа (Илие)Старцы Паисий (Олару) и Клеопа (Илие)

– Какая духовная связь у Вас есть со старцем Клеопой?

– Осенью 1935 года отец Клеопа вернулся из армии, посетив меня в скиту Козанча, чтобы получить благословение. Когда я некоторое время провожал его через лес, я спросил его: «Ну, что ты теперь думаешь делать, брат? Ты останешься здесь или вернешься в Сихастрию?» «Вернусь в Сихастрию, отче Паисие, где я прожил уже пять лет. Там у меня будет больше тишины». Тогда мы оба сняли скуфьи, опустились на колени друг перед другом и совершили три земных поклона.

А я произнес такую молитву: «Господи, благослови наш обет, что мы будем вместе и в этой жизни, и в будущей. Если я умру первым, он будет у меня во главе, а если он умрет первым, я буду у него во главе! Аминь». Затем мы обнялись и расстались. Сердцем я привязан к отцу Клеопе настолько, насколько это вообще возможно в этой жизни…

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Orthodox Christian Life

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.