Ultimate magazine theme for WordPress.

ПОКЛОНЕНИЕ ИКОНАМ – ЭТО УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ

0 17

Иеромонах Павел (Щербачёв)

Проповедь в Неделю Торжества Православия иеромонаха Павла (Щербачёва).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, мы с вами завершили поприще первой седмицы Великого поста. Мы молились, каялись в своих грехах, и сегодня – Неделя Торжества Православия.

«Что же мы сегодня торжествуем?» – задают вопрос многие.

У этого праздника есть и формальная сторона, и глубинная. Мы все в эту неделю исповедовались Богу, просили даровать зрение наших согрешений в молитве преподобного Ефрема Сирина, а многие благодарили Бога за ведомые и неведомые благодеяния, которыми премудрый и зачастую невидимый Промысл Божий непрестанно окружает нас.

Формально Торжество Православия получило свое название по названию чина Торжества Православия, который совершается в память событий дальних времен. В 787 году по Рождестве Христовом, после более чем ста лет утеснения Церкви Христовой ересью иконоборчества, было восстановлено почитание икон Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божиих. Этим событием мы обязаны блаженнейшему Патриарху Константинопольскому Тарасию и праведной императрице Феодоре, чьи имена будут упоминаться при совершении этого чина. Но только ли смысл этого события мы вкладываем в емкое слово «торжество»?

Икона «Торжество Православия»Икона «Торжество Православия»

Давайте вспомним, какие тропари и кондаки, посвященные сегодняшнему празднику, мы слышали за богослужением. Порой в тех песнопениях, которые, что греха таить, ускользают от нас, вложен глубокий догматический смысл: «Пречистому Образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже; волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия».

А в кондаке слово «образ» упоминается уже не единожды: «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаем, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси, но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем».

«Образ вообразив» – очень много в этом песнопении связано с корнем «образ». Христос, по учению Святой Церкви, – Совершенный Бог и Совершенный Человек, Христос есть Истина и Жизнь, Совершенный Образ.

В литургии святителя Василия Великого, которая сегодня совершалась, в молитвах литургических есть удивительное сравнение. Христос сравнивается с изображением печати: «Печать равнообразная, открывающая нам в Себе Отца», – Христос есть Посредник между Богом и человеком, будучи Сам и Совершенным Богом, и Совершенным Человеком.

Поклонение иконам Спасителю, Божией Матери, святым угодникам Божиим – это не просто традиция и обычай, это учение Церкви. Этим поклонением Церковь утверждает догмат Боговоплощения и искупления. Но Бог нам открывает Себя не только в образах, доступных зрению, но и в образах, как это называет церковное Предание, умозрительных. Значительная часть знания о Боге, которое Бог благоволил открыть человеку, по слову преподобного Андрея Критского, преподается в словесных иконах, в образах, употребляющихся в богословии, в учении святых отцов. Без образов некоторые высокие догматы, истины богословские были бы для нас не удобовоспринимаемыми. Помните сравнение Святой Троицы с огнем, светом, теплом? Еще есть много других аллегорий и образов в учении святых отцов. Но еще для нас важно то, что Святой Дух пронизывает Божественной силой не только те святыни, к которым мы прикладываемся, но и весь тварный мир, и оживотворяет его, несет Божественный образ слова и на небо, и на землю.

Для нас очень важно зорко вглядываться в тот образ Божий, который запечатлен на самом важном для нашего спасения – на образе Божием, запечатленном на роде человеческом. Каким бы немощам и грехам ни был подвержен человек-христианин, искупительная жертва Спасителя превозмогает человеческие преткновения. Очень интересно об этом говорит один из самых глубоких, таинственных богословов – преподобный Максим Исповедник: «Твердое и верное основание надежды на обóжение для естества человеческого есть вочеловечение Бога, в такой мере делающее человека богом, в какой Сам Бог соделался человеком. Ибо явно, что Соделавшийся без греха человеком может обóжить и естество (имеется в виду человеческое) без преложения его в Божество, в такой мере возвысив его до Себя, в какой Сам смирил Себя человека ради».

Этому обучает и великий апостол Павел в своем Послании к Ефесянам: «В вецех грядущих явится на нас презельное богатство благости Божией» (Еф. 2: 7).

Будем благодарить в этот день, торжествовать и ликовать, вспоминая спасительный подвиг Богоположника нашего спасения Иисуса Христа, вспоминая о богатстве неиссякаемой благодати Божией, которая сопутствует нам во всех наших путях. И будем пользоваться благоприятными днями Великого поста, чтобы это торжество ликования сделалось неотъемлемым для наших душ и для всех окружающих нас. Аминь.

Иеромонах Павел (Щербачёв)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.