Ultimate magazine theme for WordPress.

Не опасен ли для христиан псалом Давида 108 «Отмщение врагам», полный проклятий не только к обидчику, но и к отцу его, матери, детям?

0 160

С удивлением узнал, что знаменитейший псалом Давида 108 вызывает у некоторых верующих панический ужас и оторопь.

Содержание статьи:

Читайте здесь:

«ВОЗДАЯНИЕ ОТ ГОСПОДА ВРАГАМ МОИМ и говорящим злое на душу мою! да познают, что это – Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это…»Господи, помоги! Православие26 ноября 2022

Во всяком случае, под предыдущей моей статьей про псалом 108 один из комментаторов написал:

«Дааа, молитва чертей каких-то, так проклинать обидчика! А как же всё терпеть, а? Возлюби врага своего, и прочее???».

А все из-за того, что в псалме много проклятий и сильнейшего гнева. Причем царь Давид и пророк безжалостен не только к обидчику своему, но и к отцу его, матери, детям.

Псалом 108 был написан почти за десять столетий до Рождества Христова. Источник:http://hram-troicy.prihod.ru/neopublikovannoe/view/id/1172710Псалом 108 был написан почти за десять столетий до Рождества Христова. Источник:http://hram-troicy.prihod.ru/neopublikovannoe/view/id/1172710

Но знаете, друзья, все это недоумение, в общем, и объяснимо, и закономерно. Дело в том, что псалом 108 был написан почти за десять столетий до Рождества Христова. Сам же царь Давид, являвшийся помазанником Божиим, жил во времена жестоких войн, бесчисленных козней и интриг. Очень часто его собственная жизнь была на волосок от смерти.

И ничего странного нет в том, что в самом начале молитвы псалмопевец жалуется Богу на своих недругов. Да, видно, столько горя он хлебнул из-за них, что просит беды и несчастья обрушить на их головы:

«Боже! К хвале моей не будь безмолвен. Ибо уста грешника и уста льстивого открылись против меня, наговорили на меня языком льстивым, И словами ненависти окружили меня и вооружились на меня без вины (моей): Вместо того, чтобы любить меня, они лгали на меня, а я молился, И воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою. Поставь над ним грешника, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться он, да выйдет осужденным, и молитва его да будет в грех. Да будут дни его кратки, и достоинство его да приимет другой. Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою. Скитаясь, да переселяются сыновья его и просят, да будут изгнаны из домов своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его».

Наш старый, добрый и любимый псалтирь. Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/neopublikovannoe/view/id/1172710Наш старый, добрый и любимый псалтирь. Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/neopublikovannoe/view/id/1172710

Кстати, очень интересно и любопытно объяснял эту, на первый взгляд, чудовищную жажду мести святитель Иоанн Златоуст:

«Здесь нам нужна великая внимательность, потому что сказанные слова, при одном их произношении и с первого взгляда, смущают многих из невнимательных. Весь этот псалом наполнен проклятиями; вся речь проникнута ими и обнаруживает в говорящем сильный и пламенный гнев, который не останавливается на самом нечестивце, но простирает наказание и на детей, и на отца, и на мать его, и не доволь­ствуется одним несчастьем, но прилагает бедствия к бед­ствиям.

В самом деле, посмотри, чего просит он. «Поставь над ним грешника, и диавол да станет одесную его», т.е. пусть будут обвинителями его люди порочные и коварные, и пусть он не преодолеет их. Это и значит: «когда будет судиться он, да выйдет осужденным». Не довольствуется и этим наказанием, но при таком осуждении просит еще, чтобы кто-нибудь другой полу­чил после него честь его: «и достоинство его, говорит, да приимет другой». Не останавливается и на этом, но заграждает для него единственную оставшуюся пристань, прося, чтобы он не удо­стоился никакой милости от Бога: «и молитва его, говорит, да будет в грех».

Притом просит, чтобы он подвергся прежде­временной смерти: «да будут, – говорит, – сыновья его сиротами». Не останав­ливается и здесь, хотя и этого было бы достаточно, но еще про­должает. Душе весьма воспламенившейся свойственно не удовлетворяться одним или двумя наказаниями, но просит столь многих. Следующее затем еще более тяжко: просит сиротства и вдовства остающимся после него. Хотя по смерти его это необходимо должно случиться, но, пылая гневом, полагает и это в ряду проклятий.

Не останавливается и на сиротстве, но и после таких бедствий простирается далее, увеличивает бремя, просит, чтобы потомки его были изгнанниками и переселенцами: «скитаясь, да переселяются, – говорит, – сыновья его», т.е. пусть блуждают, не останавливаясь, пусть не имеют даже необходимой пищи и не перестают переходить с места на место, будучи гонимы и преследуемы по всей земле и нигде не находя себе места для пристанища.

Вместе с этим про­сит им нищеты, и нищеты крайней и невыносимой, так чтобы они не получали помощи даже от родных, но, скитаясь, искали ее у иноплеменников и незнакомых. И послушай, как выра­жает это. Сказав: «да переселяются сыновья его и просят, при­бавляет: да будут изгнаны из домов своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его».

Это – новый вид несчастья, чтобы имущество его было предано рас­хищению, чтобы он подвергался нападениям заимодавцев, переносил всякого рода оскорбления и, что всего тяжелее, среди таких бедствий не имел защитника, так как и этого про­сит: «да не будет, – говорит, – у него заступника» (Пс. 108:12). Несчастья и сами по себе невыносимы; но когда нет и защитника, тогда они еще более тяжки. «Да не будет щедрого для сирот его».

О, какой великий гнев, когда и преждевременное сиротство не на­ходит себе сострадания, и не только сострадания, но еще осуж­дается на крайнюю погибель: «да будут, – говорит, – дети его истреблены, с одним родом да изгладится имя его» (Пс.108:13).

Видишь ли речь, исполненную гнева и ни на чем не останавливающуюся? Просит, чтобы они жили в различных и разнообразных не­счастьях, чтобы преданы были всякого рода бедствиям и по­гибли в неизвестности.

И как бы недостаточно было несчастья детей его, прибавляет еще: «да будет вспомянуто беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не очистится. Да будут они всегда пред Господом, и да будет истреблена с земли память их» (Пс.108:14, 15).

Это особенно свойственно гневу – раскрывать подробно несчастья, о которых сказано вообще, и часто повторять одно и тоже. Ска­зав: «да будет вспомянуто беззаконие отцов его, прибавляет: да не очистится». Хотя это – одно и то же, но гнев побудил сказать и то и другое; а смысл этих слов следующий: умертви его, убей, уничтожь.

Видишь ли, какое множество проклятий? Если хочешь, я опять с начала перечислю их. Пусть, говорит, попадет он к злым людям, будет обвинен, предан в их власть, осуж­ден, подвергнется преждевременной смерти, лишится чести и увидит, что она перешла не к потомкам его, но к кому-нибудь чужому; пусть жена его погибнет, и дети терпят бед­ность и сиротство, проводят жизнь в нищенстве, будут осуж­дены и отовсюду изгоняемы, не имеют никакого защитника, будут лишены и благоволения Божия, не находя себе никакого ни пристанища, ни убежища; пусть изгладится имя его с земли, и погибает он в неизвестности; пусть и отец и мать его будут наказаны за грехи свои и погибнут несчастным и зло­получным образом».

В Храме Христа Спасителя. Фото Сергея Власова. Источник: https://foto.patriarchia.ru/news/patriarshee-sluzhenie-v-prazdnik-paskhi-khristovoy-v-khrame-khrista-spasitelya/В Храме Христа Спасителя. Фото Сергея Власова. Источник: https://foto.patriarchia.ru/news/patriarshee-sluzhenie-v-prazdnik-paskhi-khristovoy-v-khrame-khrista-spasitelya/

Кому же адресованы все несчастья и проклятья?

«Хо­чешь ли узнать, кто этот человек, так осуждаемый? Если мы, слыша, что какого-нибудь человека порицают, спрашиваем у присутствующих, о ком это говорится, то тем более, слыша такие проклятия от пророка, необходимо узнать, и узнать со стра­хом и сокрушенным сердцем, кто этот человек, подверг­шийся столь сильному гневу, так огорчивший Св. Духа, что об нем говорится столько и таких страшных бедствий», – писал Иоанн Златоуст.

Далее святитель задается весьма любопытным вопросом – что же собой представляет псалом 108? Это пророчество или проклятие? И тут же сам на него отвечает: «Это пророчество в виде проклятий».

В таком случае возникает новый вопрос: кому же конкретно оно адресовано? Есть у этого врага имя? «Отчасти об Иуде пророчествовал здесь Дух чрез Давида; а в остальной части о других. Пророчество бывает и в таком виде», – так объяснял свое видение на эту тему святитель Иоанн Златоуст.

Ради чего писался псалом?

Не только ради того, чтобы осыпать врагов проклятьями. Обращаясь к Богу с просьбой о защите, царь Давид, с одной стороны, хотел продемонстрировать всем силу и торжество добра и справедливости. А с другой – ничтожество тех, кто его преследовал, унижал и оскорблял.

Сила же и смысл псалма 108 заключается в том, что Спаситель всегда готов защитить всех обездоленных, несчастных, нуждающихся в Его помощи, оказавшихся один на один с бедой.

В каких случаях стоит читать псалом?

Когда люди, творящие зло и гадости, перестали бояться Бога и Божиего наказания. Есть даже выражение такое: «Побойся Бога!». Когда человеку надеяться больше не на кого, кроме как на Бога. То есть должна быть какая-то крайняя, безнадежная ситуация.

Учитывая, что псалом обладает огромной силой, может ли человек нечаянно навредить сам себе, неправильно оценив положение вещей? Это вряд ли. Бог все видит. Ему и решать – помогать или оставить, как есть…

Читайте также:

Молимся так, как учат нас святые отцы!Господи! Благодарю Тебя за всё!29 февраляДве гвоздики на недобрую память. Зачем подростки дарят учителям такие «подарки»?Зона РИСКА28 марта

Дорогие друзья, изучайте и читайте Священное Писание! Не забывайте молиться Господу, Пресвятой Богородице, своим святым и Ангелам-хранителям! Никогда, ни при каких обстоятельствах не сдавайтесь! Будьте счастливы и здоровы!

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.