Ultimate magazine theme for WordPress.

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

0 114

«и возьму из плоти их сердце каменное,
и дам им сердце плотяное»
(Иез. 11: 19)

Нельзя начинать Великий пост без покаяния друг перед другом, без прощения, без облегчения души. Обида – как камень. Давит, не дает легко дышать, просто жить, а главное – не дает радоваться общению с Богом. В этот великий день мы все стремимся в храм за прощением, кладем поклоны друг перед другом, плачем и радуемся. Радуемся вновь обретенной легкости бытия. Приходит ощущение Пасхи, окрыляет и дарит надежду провести как должно время покаяния перед Богом. И лопаются закостенелые обиды. То здесь, то там обнимаются люди, забывая горечь стольких дней, а порой и тяжело пролетевших месяцев.

А как же мы жили до этого дня? Пересекались на службах, ставили свечи, выстраивались в очереди на исповедь – и при этом не замечали друг друга?

Почему-то складывается ощущение в этот день, что мы только сейчас приходим простить друг друга. Получается, раз в году. А как же исповедь? Как же мы идем просить прощения у Бога, не дожидаясь Прощеного воскресенья? Как каемся перед Богом, не сказав «прости» своему «мнимому врагу»? И, наконец, как после этого подходим к Чаше Жизни? Разве есть у нас в этот момент чувство должного покаяния и ощущение собственной вины, когда на сердце осталось пятно обиды или, что не менее страшно, нежелание замечать обиды ближнего?

Мы ведь так редко обвиняем себя и оправдываем других. К несчастью, в нашей жизни происходит все с точностью наоборот. А может, мы читаем Последование ко Святому Причащению лишь глазами? И наш разум отключен, и сердце спит? Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим.

Вот тут есть над чем подумать. А принимает ли в таком случае Господь наше покаяние? А причащает ли Он нас? Нет. Не имеем мы права подходить к принятию Самого Господа и просить у Него прощения за свою душевную грязь, пока есть хоть пятнышко обиды у нас. А если к тому же и мы внесли в ссору свой камень… Еще страшнее. Не имеем мы права размышлять: «Не я обидел, меня оскорбили! И ко всему прочему – ни за что! Поэтому и спросу с меня нет. Кто виноват, тот пусть и просит прощения».

Из книги архиепископа Иоанна (Шаховского) «Апокалипсис мелкого греха»: «Все мы знаем, что такое обида, потому что обижали и обижались. Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь. Обидчик обижает прежде всего себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам себя ранит. Надо себя закрывать светлым щитом от обид, не обращать на них внимания…»

Никто не говорит, что это легко – взять и простить. Раны бывают разными. Даже порой слишком глубокими. И дело не в разных характерах, а в том, что все-таки есть разница между разбитой семьей и косым взглядом в наш адрес, между клеветой и небрежно брошенным словом. Однако по немощи нашей мы порой одинаково остро воспринимаем любой выпад в наш адрес.

Святые отцы советуют лишь один выход: умолять Бога о помощи. Прощать самим, просить прощения даже тогда, когда вины твоей нет. Даже тогда, когда другие виноваты перед тобой. И если пересилишь себя – свет прольется в твое сердце, и уже не будет в нем места никакой боли, потому что там воцарится Господь.

Одна мудрая монахиня дала совет: «Никогда не встречай заход солнца с тенью обид на душе. Торопись сменить их на мир. … Ибо невозможно спастись иначе, как только через ближнего, как Он и заповедовал: отпускайте и отпустят вам (см.: Лк. 6: 37). Это духовный закон, и исполняющие его становятся причастниками благодати и любят не только благодетелей, но даже хулителей и гонителей, благоденствуя им и молясь за них Богу, и таким образом через обидевших принимают они блаженство и наслаждаются они плодами Духа. Ибо большое дело – молиться перед Богом за тех, кто обижает и оскорбляет нас: за это Господь дает благодать и мир в душе».

Конечно, нам до этого еще далеко, но начинать когда-то надо. И желательно делать это чаще, чем раз в году. Иначе мы не сможем предстать пред Великим Судией, пока не отдадим последний долг.

Мне не надо никакого чуда,
Только б жить, прощая и любя.

Вот уж настоящая раковая опухоль, как говорил отец Иоанн, – обида и зло в нашем сердце на ближнего… Ежедневно – Прощеное воскресенье. Ежеминутно – борьба с самим собой, преодоление себя и своих страстей, уничтожающих мир и небо в нашем сердце.

Ирина Дмитриева

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.