Ultimate magazine theme for WordPress.

ПУТЕМ МЫТАРЯ ЗАКХЕЯ ИЗ ИЕРИХОНА В ИЕРУСАЛИМ

0 31

Проповедь иеродиакона Василия (Немца) в неделю 37-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о человеке по имени Закхей. Закхей в типичной библейской манере описывается лишь в общих чертах. Библейские авторы, как ветхозаветные, так и новозаветные, никогда не составляли подробных психологических портретов личностей, но обрисовывали характер того или иного персонажа лишь несколькими краткими строками.

Итак, что мы узнаем о Закхее? Закхей упоминается как начальник мытарей, то есть сборщиков налогов. Наверное, как вы знаете, сборщики налогов тех времен – это люди, которые были особенно ненавистны иудеям, поскольку они по сути предавали собственный народ, сотрудничая с римлянами. И практически в каждом случае они взымали долю того, что собирали со своих людей, которые и так были бедны и едва могли позволить себе сам налог.

В Евангелии мы узнаем, что Закхей был не просто начальником мытарей, но и богатым человеком – это значит, что он занимался подобной деятельностью уже долгое время, и также мы читаем, что он был маленького роста. Это человек, который мал физически, но что еще важнее – духовно. Итак, Закхей – основной персонаж сегодняшнего евангельского чтения.

Христос, как многократно нам сообщает об этом Евангелие, приходит именно к таким людям, как Закхей. И в этом, братья и сестры, для нас великое утешение. Кто-то настолько презираемый, как Закхей, человек грешный, но Господь приходит именно к таким, как он.

В то время Иисус пришел в Иерихон и намеревался пройти через этот город. Иерихон, по словам святых отцов, олицетворяет наш падший мир и силу греха, который необходимо победить. Мы помним, что, когда израильтяне пришли в землю обетованную, им пришлось завоевать укрепленный город Иерихон, и с силой Божией они разрушили стены города. В Евангелии слепой человек сидит у стен Иерихона. Мы понимаем его слепоту также в переносном смысле как слепоту души, слепоту духовной жизни, возникшую в результате греха.

В притче о добром самарянине человек шел из Иерусалима в Иерихон – это символ падения, перехода из Небесного Иерусалима в город греха. Этот город, который встречается на страницах Священного Писания, олицетворяет падший мир и силу греха.

Д. Тениер Младший, «Добрый Самаритянин»Д. Тениер Младший, «Добрый Самаритянин»

Итак, Господь пришел именно в тот самый Иерихон и намеревался пройти через этот город. Вся жизнь и служение Господа нашего Иисуса Христа – это непрерывное прохождение через этот город греха Иерихон, то есть через наш падший, скомпрометированный грехом мир. И в сегодняшнем евангельском повествовании в этом городе находится Закхей. По словам апостола Павла, каждый из нас, все мы грешны и лишены славы Божией. Братья и сестры, все мы – жители Иерихона, иначе говоря, падшего мира. Все мы грешны и до некоторой степени пленяемся чем-то, кроме Бога, поэтому, слушая эту историю из Евангелия, мы, конечно, не можем не узреть здесь, в образе Закхея, самих себя.

По мере развития истории мы узнаем, что что-то привлекло Закхея в Иисусе, и он захотел увидеть Его. Почему? Возможно, в нем возникло ощущение неудовлетворенности собственной жизнью, растущее убеждение, что хоть он и становился богаче, однако не становился от этого счастливее. Итак, что-то привело его к Иисусу. Не будем игнорировать в себе подобные чувства, если они возникают в нас. Может быть, кто-то из нас, подобно Закхею, застрял в образе жизни, который, как он знает, является неправильным, греховным. Может быть, кто-то одолеваем страстью; кто-то, кто глубоко встревожен или недоволен жизнью, но тем не менее чувствует себя привлеченным ко Христу и Церкви. Это, безусловно, действие благодати. Бог действует Своей благодатью в нашем сердце, чтобы обратить нас к Себе. Возможно, подобный внутренний зов почувствовал и Закхей.

Он забрался на сикоморовое дерево, чтобы лучше увидеть Господа. Это потребовало неких усилий, и, вероятно, Закхей – это не молодой человек, гибкий и ловкий, но весьма вероятно, что это человек уже средних лет. Возможно также, что он был одет в изысканные одежды, поскольку был богат. Итак, такой поступок, можно полагать, мог стоить ему определенных физических и даже психологических усилий, потому что, наверное, вокруг него были люди, которые и так его ненавидели и которые теперь смеялись над ним: «Вот человек средних лет пытается забраться на дерево». Думаю, мы можем задать себе такой вопрос: «Готовы ли мы приложить усилия ценой собственного достоинства, чтобы приблизиться ко Христу, и возникает ли в нас подобное внутреннее побуждение?»

Когда Иисус пришел на то место, Он взглянул наверх и сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19: 5). Фактически все понимание духовной жизни содержится в этой фразе. Прочитаем еще раз этот стих: «Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме».

Как отмечают святые отцы, в этом отрывке речь идет о спасении и избавлении от греха, который никогда не приходит от собственных наших усилий. Благодать, конечно, может побудить нас предпринять некоторые шаги, чтобы приблизиться ко Христу, как это сделал Закхей, забравшись на дерево. Но избавление никогда не приходит по нашим усилиям, и это противоречит всем схемам совершенствования, которые можно найти как в древнем, так и в современном мире. Аристотель, например, говорит, что мы можем сделать себя совершенными, и что для этого нужно приучить себя добродетелям. Платон учил, что мы можем стать совершенными, и для этого нужно стать более образованными и следовать его философии. Или сегодня, к примеру, многие психологи различных направлений скажут, что интроспекция, психотерапия, возможно, определенные лекарственные средства сделают нас счастливыми. Конечно, ни одна из этих вещей сама по себе не плоха, все они могут помочь, но ни одна из них в принципе не может решить самую фундаментальную проблему, которая у нас есть – проблему греха. Мы находимся в падшем состоянии и не можем сами вытащить себя или друг друга из этого состояния, из плена страстей собственными силами. Таким образом, необходима Божественная сила, благодать. Грех, страсти – это худшая форма зависимости, и сами себя исцелить от такой зависимости мы не можем. Что нам тогда нужно, чтобы быть исцеленными от этого? Благодать, то есть благой дар, дающийся безмездно нам Богом.

Христос приходит к Закхею, поднимает глаза и говорит ему: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Здесь есть и символическое значение: под домом следует также понимать душу, сердце, нашу жизнь, так это можно понимать в переносном смысле, по словам святых отцов.

Что еще важно заметить? Когда Христос приходит в нашу жизнь, Он не может быть лишь одним из многих прочих вещей в этом доме, Он не может находиться, образно говоря, на чердаке нашего дома или в подвале нашей жизни. Но некоторые из нас, возможно, живут именно так. Мы говорим, конечно, что Христос часть нашей жизни, но какое место занимает Он в этом доме? Может быть, наше место для Него условно, будто на чердаке дома, и мы, возможно, навещаем Его раз в неделю? Однако так не должно быть. Когда благодать входит в нашу жизнь, нужно позволить ей овладеть ею целиком, позволить ей пронизывать все аспекты нашей жизни.

«Закхей поспешил спуститься и с радостью оказал Ему гостеприимство» (см.: Лк. 19: 6). Благодать, когда входит в нашу жизнь, приносит радость – и это то, чего хочет для нас Бог, – радости. И мы помним слова Господа: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10: 10). Когда Господь приходит в нашу жизнь, берет над ней контроль, за этим следует радость. И все тогда в нас меняется, и мы читаем тогда, что Закхей, когда Господь к нему пришел, решает отдать половину своего состояния, чтобы компенсировать тем, с кого он брал деньги. Это означает, вероятно, – всем в городе. То, что он здесь говорит, означает, что теперь он собирается фактически опустошить свою жизнь в мирском понимании. Он провел свою жизнь, наполняя ее благами мира и в особенности – деньгами.

Но мы видим здесь, что влечет за собой жизнь в Боге, жизнь в Святом Духе, – самоотдачу. Но насколько это противоречит современным нормам мирской жизни? Многие скажут, что смысл жизни в том, чтобы наполнять себя, чтобы удовлетворять потребности. Но когда благодать входит в жизнь человека, когда мы позволяем Христу взять нашу жизнь, то начинаем уподобляться Ему. И тогда мы отдаем, в нас возникает желание отдавать другим, служить им, и это, в свою очередь, приносит радость.

Господь говорит: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19: 9). «Спасение» – иначе «здравие», «исцеление». Итак, если кто-то из нас страдает, тревожен, унывает или погряз в греховном образе жизни, то постараемся расслышать зов благодати в нашем сердце, которое ведет нас ко Христу. И последуем этому зову, и позволим Господу войти в нашу жизнь, позволим Ему взять и преобразить ее, восставить нас духовно. Аминь.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.