Ultimate magazine theme for WordPress.

ВОЙНА НА НЕБЕ

0 24

…Когда перед ним проносили гроб, он подошел поближе посмотреть на усопшего (все это происходило в видении). В этот момент умерший приподнялся из гроба и сказал ему: «Отец Ефрем, что ты со мной сделал?» То есть, что же ты натворил? Почему не помог мне в этом состоянии? Почему не сказал мне слово? Ты же видел, что мой образ жизни был мне не на пользу! Ты же видел, что я плохо живу, что такой жизнью я протаптываю себе дорожку в ад! Что ты для меня сделал? Почему не поговорил ни разу? Почему не сказал: «Брат, ты нехорошо живешь!» Почему не подсказал, не постарался немного помочь?..

____________________________________________

Митрополит Лимасольский Афанасий

Беседа 11.

Мы сейчас читаем 12-ую главу, стих 7-ой. На небе явилось знамение: жена, облеченная в солнце; под ее ногами была луна, а на главе – венец из 12 звезд. Она была беременна и кричала от мук рождения.

Т. Верхахт «Пейзаж с Иоанном Евангелистом, пишущим книгу апокалипсиса на острове Патмос», 1598 г.Т. Верхахт «Пейзаж с Иоанном Евангелистом, пишущим книгу апокалипсиса на острове Патмос», 1598 г.

Потом явилось другое знамение: дракон, красный, как огонь, с семью главами и десятью рогами, на главах его были семь диадим. Своим хвостом он сбросил третью часть звезд с неба. Дракон встал перед женой и ожидал, когда она родит, чтобы съесть ее дитя. Женщина родила дитя мужеского пола. Это дитя будет пасти все народы жезлом железным. Дитя было восхищено и возведено к Престолу Божию, а жена убежала в пустыню, в то место, которое ей уготовал Господь, чтобы там ее питали тысячу двести шестьдесят дней.

Была описана такая сцена. Мы можем предполагать, что сцены, описанные в Откровении, пересказываются не в хронологическом порядке, но каждая из них независима. Не очевидно, что все это будет происходить в хронологическом порядке, согласно тому, как записано в Откровении. Точно мы не знаем, хотя некоторые толкователи считают, что написано хронологически.

Апостол Иоанн видит войну на небе: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 7–9).

Свидетели Иеговы, хилиасты, утверждают, что здесь под Архангелом Михаилом подразумевается Христос. Однако это неверно, поскольку Христос – это Агнец в Откровении, Он – у Престола Божия, Чадо Жены, восхищенное к Богу. Никакого отношения к Архангелу Михаилу, который ведет эту войну, Он не имеет. В Писании есть еще упоминания об Архангеле Михаиле, когда он воевал с диаволом в теле Моисея. В Евангелии говорится, как ученики сказали Христу: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10: 17–18). Но Сам Господь не вел эту войну. Архангел Михаил именем Господним воевал против этого великого дракона, который больше не мог оставаться на небе и был низвержен на землю, как говорится в Откровении. Этот дракон – древний змей, обольстивший Адама и Еву, называемый диаволом и сатаной.

Почему его называют диаволом? Потому что он клевещет (от греческого глагола «διαβάλλω» – «брать что-то с помощью другого, проникать сквозь что-то, клеветать, оговаривать, опорочить, представлять нечто иначе, чем есть на самом деле») и оговаривает слово Божие. Он оклеветал Бога перед первозданными, сказал им: «Почему вы не едите от всех плодов? Потому что вам Бог так сказал? Потому что Он не хочет, чтобы вы стали, как Он?»

А сатаной он называется потому, что был против Христа, против Иисуса (от еврейского – «противник», «враг»). Этот диавол, сатана обольщал всю вселенную. Конечно, это образное выражение. Были и есть во вселенной люди, которые не обольщаются сатаной. Но здесь апостол хочет показать, какое влияние и силу имеет диавол по отношению к человечеству, принося в жизнь огромные трудности. Он упал на землю, и все его ангелы вместе с ним. Когда это произошло? Мы не знаем. Вероятно, это произошло до воплощения Бога Слова, раз имеет силу слово Христа: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10: 18). Но точно мы не можем знать.

Падение Денницы. Иллюстрация Г. ДореПадение Денницы. Иллюстрация Г. Доре

Все наши толкования – предположения и догадки. Никто не может толковать Апокалипсис Иоанна Богослова достоверно и авторитетно, потому что это – пророческий текст, и он будет становиться понятным тогда, когда будут совершаться эти события.

Вы спросите: «Зачем тогда было писать Откровение, если мы не можем его толковать?» Оно написано не для того, чтобы удовлетворить наше любопытство, чтобы мы стали говорить: «Тогда-то произойдет это, а вот это – тогда-то». Оно написано, чтобы показать брань, происходящую в духовной области, показать ту серьезную войну антихриста, диавола, которую он ведет против Христа. А еще, чтобы оставить нам вечное послание: «Победит Христос, Христос будет царствовать в мире, и все те, кто любит Христа и соединился с Ним, будут жить и царствовать вместе со Христом». Человек не должен бояться и смущаться на духовном пути, когда он видит войны, проблемы, противостояние, противоборство по отношению к нему лично и ко всей Церкви.

«И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них перед Богом нашим день и ночь» (Откр. 12: 10). Помните, как в житии праведного Иова Многострадального диавол предстоит перед Богом и клевещет на Иова, говоря: «Что Ты думаешь, что Иов почитает и любит Тебя просто так? Ты же столько всего ему дал хорошего и доброго, столько разных вещей. Как же ему Тебя не любить?» И попросил у Бога власть искушать Иова. Бог позволил ему делать все, что он хочет с Иовом, но только не трогать его разум. Диавол стал нападать на Иова, и множество зла посыпалось на него. Блаженный Иов остался адамантом терпения и веры и победил. Диавол же был его обвинителем перед Богом. Он просит у Бога власти над людьми Божиими, над нашими братьями. Поскольку у нас есть свои слабости и прегрешения, то через них мы даем диаволу власть над собой. Он ищет возможности предъявить свои права на нас, чтобы потом осудить, наказать, утомить нас, устроить разные искушения и перипетии, а если ему удастся, то привести нас в уныние и отчаяние, вызвать ропот.

«Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12: 11). Эти наши братья – христиане, мученики, святые, – победили диавола Кровью Агнца и словом своего свидетельства. Мы, христиане, питаемся, существуем, живем и движемся Причастием Тела и Крови Христовых.

Христос – Агнец, закланный ради жизни этого мира, а все люди – чада Церкви. Они укрепляются, живут, побеждают, существуют, питаясь Кровью Агнца и словом своего свидетельства. Питаясь Христом, живя со Христом, они свидетельствуют о Христе, потому что они не возлюбили души своей, пренебрегали ею даже до смерти. Они не считали себя достойными особой чести за их любовь ко Христу, они пренебрегали собой ради этой любви. Они ставили на второе место любовь к себе и любовь к вещам. Возлюбили в первую очередь Христа, а потом – и все остальное. Потому они и победили диавола, остались твердыми, будучи питаемы Кровью Агнца и своим свидетельством. Это показывает нам, какова жизнь христианина, какова наша жизнь.

Наша жизнь должна быть непрестанно соединена со Христом через Святые таинства. Как следствие этого единения, мы должны становиться исповедниками, свидетельствуя слово Божие и убеждая в его истинности своей жизнью, чтобы наши дела подтверждали слово Божие. Если наша жизнь не утверждает слово Божие, тогда наверняка у нас будут проблемы, и у других людей будут проблемы, потому что они не смогут поверить нам.

А когда мы живем убедительно? Тогда, когда мы больше всего на свете полюбим Христа, а потом – все остальное. Когда мы не будем любить свою собственную жизнь, когда будем пренебрегать смертью, только тогда мы можем остаться верными Христу до конца.

Наша проблема сегодня и всегда в том, что мы непоследовательные люди, мы не живем Кровью Агнца, не живем ежедневно в единении с Господом по причине нашего нерадения, нашего недостоинства, нашей беспечности и равнодушия, поэтому наше слово не свидетельствует о Христе. Наше слово не убеждает, не подтверждается нашей жизнью. Очень часто говорим одно, а делаем другое. И Христа любим второстепенно. Если будем выбирать между жизнью и Христом, то мы скорее всего выберем нашу жизнь, а не Христа и смерть. Мученики же и святые на первое место ставили Христа, а потом – все остальное. И они не боялись смерти.

Рассказывая все это, я вспомнил о времени, когда я был молодым и жил на Святой Горе. Там в Карулях жил один подвижник. Карули – это полностью отвесная часть Святой Горы. Если упадешь со скалы вниз, там глубина моря 2400 метров. Внизу нет пляжа, попадаешь сразу в глубокое море. Старцы говорили, что море там глубиной, как высота Афона, которая – 2400 метров. Мы не очень верили им. Но когда потом проплывали там на корабле, то мне довелось быть рядом с капитаном. Среди приборов был батометр, который измеряет глубину. Капитан сказал: «О, здесь очень глубокое море!» Я уточнил, на какой мы глубине. Ответил, что на 2400 метров. Там отвесная скала. Среди скал есть пещеры, природные и выдолбленные, в которых живут подвижники. Чтобы спуститься в эти пещеры, надо держаться за цепи и ногами спускаться по скале. Если ты соскользнешь, или отпустишь цепь, или она оборвется – то тебе конец. Никто тебя не найдет. Там потерялось много людей: и монахов, и мирских, и подвижников.

Карули, Гора АфонКарули, Гора Афон

Один раз кто-то спускался и спросил другого: «Отче, вы часто меняете цепи?» «Когда оборвутся».

Там жил один аскет, серб, батюшка Стефан. Я один раз ходил туда, чтобы с ним повидаться, и испугался. Как можно было забраться сюда и жить здесь? В таком безутешном месте? Там была каменная стена, калива, келия, построенная в устье, небольшая церквушка. Чтобы прийти сюда, надо хорошенько подумать: спуститься и подняться – не так-то просто. С лодок люди в корзинах передавали какие-то вещи по цепям.

Отец Стефан рассказывал о себе: «Когда я пришел сюда, принес с собой один мешок с вещами, сколько я мог унести на плечах. Когда первые дни побыл здесь, стал думать, что же мне делать? Смогу ли я снова подняться наверх и принести еще что-то необходимое? Это невозможно. Человек сюда не приблизится. Даже птичка не прилетит. И тогда я сказал себе: "Останешься здесь, пока не умрешь. Не пойдешь никуда. Здесь умрешь"».

И так тогда сказав себе, он остался здесь жить. Когда я его расспрашивал, он уже прожил там 17–18 лет. Недавно он преставился ко Господу, Который заботился там о нем, как заботится и о каждом из нас.

«Будь верен до смерти»

Когда человек хочет подвизаться ради Бога, то пределом нужно поставить смерть. «Будь верен до смерти», – говорит Христос. Если так не настроишься, не сможешь подвизаться. Нужно обладать мужественным помыслом и рассуждением. Мы не должны быть безрассудными. Если у тебя мужественный образ мыслей, то даже если ты отступишь по рассуждению, это не будет поражением. Иногда и отступление – это победа. Но не от трусости, а от рассуждения. Одно – отступать от страха и боязни, от самолюбия и эгоизма, от малодушия, когда боишься, что может что-то приключиться, а другое – по рассуждению. Мы должны иметь такую веру, что мы не испугаемся смерти, если она встретится нам на пути.

Будучи молодым диаконом, я только приехал учиться и был студентом в Салониках. В сентябре приехал, в декабре стали ходить с владыкой служить в больницу к заразным больным. Чтобы войти туда, надо было одеться во всеоружие: перчатки, маски – там были больные с опасными заболеваниями. Мы пошли служить на предпразднство Рождества. Владыка дал мне Чашу и велел причащать больных. Я взял полную Чашу и пошел причащать больных в сопровождении двух медсестер. Что я там видел – это словами не выразить! Страшные вещи – прокаженные…что говорить.

После Причастия нужно было потребить все, что осталось. Каждое воскресение мы так поступаем. После того, как причастится весь народ (вы часто смущаетесь подойти за кем-то стареньким, кто кашляет, отходите назад в очереди), мы, священники, потребляем оставшиеся дары. Мы все причащаемся из одной Чаши и одной лжицей, священники потребляют все, что остается. По логике вещей мы должны были бы быть «музеем микробов». Не должно быть в мире такого микроба, который бы не был в нас. Потому что приходят тысячи людей, и как мы можем не заразиться? Мы входим в храм, люди начинают целовать руки, прикасаются к нам, мы окружены множеством людей, но больше всего – через Причастие. Если бы это не было Тело и Кровь Христовы, то мы постоянно болели бы. Слава Богу, ничего этого нет!

В описании жизни мучеников и святых отцов много примеров, когда они служили и причащали в лепрозориях, среди эпидемий различных болезней, но не заражались никогда – от Святого Причастия. Для этого нужно обладать такой верой, что твое сердце будет знать, что ты никогда от этого не потерпишь вреда. Важно, чтобы ты имел веру и не боялся, чтобы тебя не мучили помыслы, заставляя трястись. На того, кто боится микробов, сбегаются все микробы. Кто боится болезней, тот болеет с утра до ночи. Вы знаете это.

К нам в монастырь приезжал гость, который хотел быть монахом. Он был образован и легко заболевал. Когда мы давали ему таблетки, он всегда хотел прочесть инструкции к ним. Геронда говорил нам, чтобы мы не давали ему читать инструкции, потому что у него случались все побочные эффекты от прописанных лекарств, от первого до последнего. Один раз он пришел к старцу и стал жаловаться, что у него начались побочные эффекты от лекарства, которое ему прописал врач. Старец попросил его принести инструкцию почитать: «Принеси, я тоже хочу посмотреть, что это за побочный эффект». Читал, читал и говорит потом: «Подожди, такой побочный эффект может быть только у беременной женщины, как с тобой такое приключилось?» «А я не видел». После того, как увидел, прошел и побочный эффект. Видите, что делают помыслы с человеком?

Старец Иосиф Исихаст, наш дедушка, настолько не боялся смерти, что даже охотился за ней. Когда кто-то болел туберкулезом (раньше это была заразная болезнь, смертоносная, многие люли умерли от нее), люди легко заражались. Больные находились в изоляции. Наш дедушка, геронда Иосиф, ходил прислуживать туберкулезным. Когда кто-то умирал, он брал их одежду и носил ее с чаянием заразиться микробами. Но, наоборот, чем больше он охотился за смертью, тем больше она от него убегала. Ничего к нему не приставало. Он умер позже, когда состарился.

Ты должен иметь мужество и не бояться. Настраиваться терпеть до смерти.

Если не научишься такому образу мыслей, то будешь трусливым. А когда ты трусливый, то вся твоя жизнь превращается в бесконечные жалобы, мелочность, ничтожность, становится такой, что ее ни есть, ни пить невозможно. Трусость в душе человека напоминает огромного жука, который поедает деревья. Она проистекает от маловерия и постоянно поедает человека. Человек сильно мучается.

В наше время есть люди, которые очень страдают, доходят до такой боязни всего, что истощается их нервная система, им требуется фармацевтическое лечение, чтобы восстановиться. Постоянно моют ручки дверей, стирают по тысячу раз в день, купают своих малышей по 50 раз в сутки. Но все равно такие трусливые люди болеют еще больше. Трусость – это страшная вещь!

В Откровении говорится, что люди не испугались смерти. Почему они не боялись смерти? Потому что они любили Христа. Они знали о том, что когда любишь Христа и соединяешься с Ним, то смерть не страшна. Мы услышим в пасхальную ночь слова святителя Иоанна Златоуста: «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя». Нам нечего бояться. Смерть – переход от временного к вечному, от тленного к нетленному, от земного к небесному, поэтому нет причины бояться.

«Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12: 12). Он обращается к тем, кто победил Кровию Агнца. Будем помнить, как важно нам быть едиными со Христом, причащаясь Его Тела и Крови. Будем свидетелями и исповедниками через наше слово и наши дела. Не будем бояться смерти. Пал диавол, и небеса веселятся вместе с обитающими на них. После Вознесения Господа на небеса, после Его распятия и совершения всего домостроительства, которое привело человека на небеса, с тех пор небеса открыты. И люди наслаждаются этим благословением Царствия Божия. И напротив. Тогда как небеса и живущие на них веселятся, горе пришло на землю и море. Горе живущим на земле и в море, ибо сошел туда диавол в великой ярости, зная, что ему осталось немного времени. Представляется, что здесь говорится о том, как после распятия и спасения мира по Божественному домостроительству, когда диавол был сброшен на землю, живущие на земле будут переживать разные искушения, испытания, скорби, которые будет устраивать диавол, разъяренный от того, что его дни сочтены. Почему он в ярости? Потому что он ненавидит Бога, диавол не желает Бога. И видя, что осталось мало времени, его ярость порождает такое положение вещей. Диавола очень раздражает, когда кто-то ему говорит, что ему осталось мало времени.

«Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» (Откр. 12: 13). Как мы говорили, эта жена – это Церковь. Только Господь завершил дело домостроения спасения человека, только вознесся Христос на небеса и произошли события Пятидесятницы, сразу же начались гонения. Первые три года – несказанные страшные мучения, а за ними – гонения разных видов – ереси, расколы, скандалы, происшествия внутри Церкви. Церковь находится в постоянном гонении, хотя, возможно, это и не гонения первых веков (совсем недавно в других странах были подобные гонения).

Д. де Менабуои «Дракон, готовый пожрать младенца, рожденного Женой», XIV в.Д. де Менабуои «Дракон, готовый пожрать младенца, рожденного Женой», XIV в.

Мы постоянно узнаем о новых мучениках в странах, где человек гоним за свою любовь ко Христу. Будучи клириками, монахами, епископами, эти люди за веру были преданы на смерть. Тысячи монахов и клириков были убиты в странах Восточной Европы во время некогда существовавшего политического режима. Например, за 70 лет в России появилось 20–25 тысяч мучеников только по официальным документам, среди которых известный нам святитель Лука Крымский.

«И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр. 12: 14). Три с половой временных промежутка – опять мы встречаем это число, которое будем встречать и далее. Говорится, что жена – Церковь – имела два крыла. Святые отцы объясняют, что эти крылья – Ветхий и Новый Завет. Церковь летит, благодаря этим крыльям.

А куда она летит? В пустыню, в свое место. Пустыня – это место Церкви. Мы можем поразмышлять. Когда прекратились массовые гонения на христиан после первых веков, где Церковь обосновалась, чтобы подлинно выражать Евангелие, воспитывать святых и укреплять мир? В монашестве, в пустыне. Бесконечное число подвижников и преподобных, населивших пустыню, с тех пор и до сегодняшнего дня хранят опыт и Предание Церкви.

Что приносит нам монашество?

Многие говорят: «Что приносит нам монашество?» Разные вещи предполагают: монахи пишут и хранят книги, рукописи, делают вышивку, угощения… Но не в этом суть. Приношение монашества иное. Оно состоит в том, что через монашество сохраняется и соблюдается истинность и подлинность евангельской проповеди. В монастыре, в монашеской общине, совершается то, что переживали первые христиане, когда все у них было общее. Они были нестяжателями, постоянно жили общиной, и их единой заботой и помышлением было поучение в слове Божием, служение Богу и Причастие Святых Таин. Такой была жизнь первых христиан.

С годами было сложно сохранить такую жизнь среди общественной действительности, а в монашеских общинах этот образ жизни подлинно сохраняется, в нем достоверно запечатлено евангельское слово и опыт святых. Это не означает, что люди спасаются только в монашеском чине. Это было бы ересью и оскорблением, если бы кто-то стал так говорить или мыслить. Человек спасается в Церкви. Церковь спасает человека. А монашество существует внутри Церкви, питаясь от Нее. Без Церкви ни монахи, ни миряне не могут существовать.

Здесь говорится, что Церковь бежит в пустыню и остается там три с половиной года. «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою» (Откр. 12: 15). Апостол Иоанн увидел, что змий выпустил из своей пасти поток воды, напоминавший реку, который течет и пытается затопить Церковь и уничтожить Ее, – это скандалы, расколы, ереси, страдания, которые постоянно обрушиваются на Церковь, пытаясь заглушить Ее слово, затруднить существование Церкви и ограничить Ее присутствие.

«Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» (Откр. 12: 16). Чудесным образом разверзлась земля и поглотила реку, текущую на Церковь, которую диавол изверг из своих уст, чтобы потопить Ее. Это образы, которые нас отсылают к иной действительности. На Церковь обрушивается брань, диавол пытается уничтожить Ее. Она скрывается в пустыни. Земля поглощает поток воды, и Церковь не тонет. Каждый день мы это проживаем. Сколько раз мы говорили: «Что же будет? Все рушится». Говорили бесконечное количество раз и сейчас, и раньше, и во все века. Но что бы ни происходило, Церковь продолжает шествовать своим путем. Сколько скандалов, испытаний, проблем, гонений ни происходит, Церковь продолжает свой путь. Мы, люди, теряемся, нас могут потопить потоки воды, но Церковь – никогда.

«И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12: 17). Диавол, дракон, разгневался на Церковь и пошел воевать с прочими от Ее семени, которые хранят заповеди Божии и имеют свидетельство Иисуса Христа. Видите, мы имеем два обязательства, чтобы быть истинными чадами Церкви, – хранить заповеди Божии и иметь свидетельство Господа Иисуса Христа. Без соблюдения заповедей человек не может жить во Христе, это невозможно. А там, где мы видим, что по нашей немощи человеческой мы не можем сохранить заповеди, будем восполнять это покаянием, смирением, покрывать свои недостатки и упущения, подвизаться по благодати Божией, чтобы быть хранителями Божественных заповедей и быть в единении со Христом. Поэтому так важно соблюдение заповедей, через соблюдение которых мы соединяемся с Самим Христом.

Второе – это свидетельство. Невозможно быть христианином и не иметь свидетельства о Христе. Ты не можешь свой христианский опыт иметь только как свой собственный, персональный опыт. Так не получается. Почему? Если ты действительно любишь другого человека, любишь своего брата, то лучшее, что ты можешь сделать, – принести ему великий дар, великое благословение, помочь ему познать Христа. Невозможно быть церковным человеком и ни разу не открыть рта, чтобы сказать слово о Боге другому человеку. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других»[1]. Это грустно, ведь иногда мы видим это в нашей жизни. Например, человек трудится на своей работе. Вокруг него есть люди, которые тоже живут совестливо, по-христиански, жизнью Церкви. Они находятся в одном месте, но не говорят об этом друг с другом, как будто они тайные христиане. Ни одного разговора не заведут: боятся сказать, что они верят во Христа, что любят Христа, боятся показать, что они постятся, боятся проявления своей связи со Христом. Лишь бы не обнаружить себя и не услышать в свой адрес ироничную или уничижительную фразу, неприятный комментарий. Видит, что человек имеет нужду в поддержке, постоянно видит его рядом с собой и ничего не говорит. Такие вещи характерны для духовно нездорового человека. Если бы ты был духовно здоров, то любовь к брату не позволила бы тебе молчать, видя его страдания, его нужду, его потребность в слове Божием. Тот, кто не знает слова Божия, вечно страдает. Как ты можешь видеть брата своего, обреченного на вечные страдания, и ничего не говорить ему?

Старец Ефрем Катунакский рассказывал, что там, где он жил, был один монах, который вел не очень последовательную монашескую жизнь. Отец Ефрем был помоложе, не имел никаких отношений с этим человеком и думал: «Что я могу ему сказать? Разве на мне лежит ответственность за него?»

Однажды, пребывая в молитве, ему было дано видение по благодати Духа Святого, как этот монах умер. Его несли, чтобы похоронить. И одновременно старец Ефрем получил извещение, что этот брат отлучился от Бога навечно. Проще говоря, попал в ад, отпал от Бога. Отец Ефрем очень скорбел и недоумевал.

Когда перед ним проносили гроб, он подошел поближе посмотреть на усопшего (все это происходило в видении). В этот момент умерший приподнялся из гроба и сказал ему: «Отец Ефрем, что ты со мной сделал?» То есть, что же ты натворил? Почему не помог мне в этом состоянии? Почему не сказал мне слово? Ты же видел, что мой образ жизни был мне не на пользу! Ты же видел, что я плохо живу, что такой жизнью я протаптываю себе дорожку в ад! Что ты для меня сделал? Почему не поговорил ни разу? Почему не сказал: «Брат, ты нехорошо живешь!» Почему не подсказал, не постарался немного помочь?

Поэтому мы не можем оставаться безразличными ко спасению ближнего. Конечно, это не означает, что нам надо бежать и становиться проповедниками. В первую очередь, мы должны стать правильными людьми, соблюдающими Закон Божий, чтобы могли рассказать и другим, сами живя по-Божии. Чтобы мы не оправдывали себя: «Я и сам так не живу, что я буду другому говорить?» Это лукавство. Таким образом ты с себя не снимаешь ответственности. По причине любви к брату тебе самому полезно становиться лучше, как и родителям нужно после рождения своих детей становиться вдвойне внимательными, чтобы стать примером для своего ребенка. Ты не можешь говорить своему ребенку, чтобы он не курил, когда сам куришь. Выйдет лицемерие. Хотя бы скажи, чтобы он не был таким, как ты, покажи пример того, что нужно избегать. Ты не можешь оскорблять своих родителей и раздражаться на то, что тебя оскорбляет твой ребенок. Он видел, как ты говоришь с бабушкой и дедушкой или с тещей. Как ты можешь от него требовать почтения в таком случае? Нужно быть в два раза, в десять раз внимательнее с того момента, когда появились дети, которым ты должен помогать.

Так и нам необходимо быть очень внимательными в соблюдении Закона Божия и ради самих себя, и ради наших братьев. Чтобы помочь им и не навредить, чтобы мы имели свидетельство о Христе в этом мире. На всякий час мы призваны в разных обстоятельствах и событиях дать доброе свидетельство нашим братьям об истине Христовой. Мы имеем обязательства перед душами других людей.

Христос говорит нам, что мы должны накормить брата, когда он голоден. Мы должны дать ему кусок хлеба. А что это за хлеб? Он его съест и снова проголодается. Но важно и его дать. Но задумайтесь: если наш брат имеет голод о вечности и Истине, а вы отказываетесь сказать ему слово от своего безразличия, от стеснения, от страха или чего-то еще, то это будет губительно и для вас самих, и для других.

Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт omilies.net 2010 г.

[1] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского, том девятый «Беседы на Деяния Апостольские», беседа XX.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.