Ultimate magazine theme for WordPress.

АПОКАЛИПСИС. СНИМАЯ ПОКРОВ. БЕСЕДА 1

0 123

Если Христос рядом – побеждается смерть

Откровение апостола Иоанна – это последняя книга Нового Завета. Новый Завет – это не одна книга, а собрание из 27 книг. Последняя книга, Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, была и последней по времени написания. Это текст пророческий, который говорит о грядущих событиях, о происходящих событиях и о том, что уже совершилось, своеобразно разъясняя их – через образы, видения, внушения и с помощью символов. Святой апостол Иоанн, находясь на Патмосе, увидел то, что показал ему Бог. Если вы бывали на острове Патмос, то знаете, что там до сих пор сохранилась пещера, где апостол Иоанн, пребывая в молитве, видел Откровение, которое описал в книге Апокалипсис.

Пещера Апокалипсиса, о. Патмос (Греция)Пещера Апокалипсиса, о. Патмос (Греция)

Слово «Апокалипсис» («Откровение») означает «снимать покров с того, что сокровенно, что находится во мраке, что покрыто чем-то». Это явление вещей, событий, посланий, которые Бог хочет передать человеку. И это Откровение было дано Богом апостолу Иоанну, потому что необходимо, чтобы мы знали об этом. Почему нам нужно это знать? Путь этого мира – линейный, он ведет к концу. Христос сказал нам о конце света, рассказал миру, что он когда-то завершится. Перед концом произойдут определенные события, знамения, и нам, христианам, важно быть очень внимательными: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Таково послание Христово. Почему Он говорит о соблазне? Потому что чем больше мы приближаемся к концу, тем больше появится лжехристов и лжепророков. Умножатся ереси, появится много людей, которые будут изображать из себя пророков, людей Божиих, святых, тех, кто получают извещения от Бога. Чего же будут искать все эти лжепророки? Они будут увлекать за собой народ. Это очень опасно, потому что это не просто телесный вред. Например, кто-то может нас убить, может отрубить нам голову. Это зло коснется только нашего тела. Рано или поздно мы все равно умрем. Если нам отрубят голову на несколько лет раньше – мир не разрушится. Но если мы потеряем свою душу – это вечная погибель. Если мы соблазнимся – это на всю вечность. Лучше человеку умереть, повредить своему телу, чем потерять свою душу. А лжепророки, лжехристы, лжемессии ищут погубить наши души, сбить нас с истинного пути.

Стремление к истине – это не просто какая-то идеология, это Церковь. Христос соделал Свою Церковь столпом и утверждением истины (Тим. 3: 15). Тело Христово – это Церковь (все мы, а не только епископы, священники, диаконы), такая, какой ее устроили и передали нам апостолы и святые. И Церковь есть хранительница истины, хранительница книг Нового Завета. Но книги Нового Завета не будут иметь никакой ценности, если их истинность не будет запечатлена Церковью. Эти 27 книг выбрала Церковь и сказала, что в них содержится истина, и они составляют боговдохновенные книги Священного Писания. В письмах святителя Афанасия Великого мы читаем, что, согласно решениям Соборов епископов Церкви, происходивших в ту пору, многие книги Священного Писания (особенно некоторые из них, в том числе и Апокалипсис) отдельными Поместными Церквями не принимались. Некоторые Поместные Церкви считали, что Апокалипсис Иоанна Богослова не относится к собранию книг Нового Завета, как и послание апостола Павла к Евреям. Нигде не говорится, что Евангелие от Матфея написано апостолом Матфеем, или что Евангелие от Марка написано апостолом Марком. Это Церковь запечатлела, что этот текст принадлежит Марку, этот – Иоанну, а этот – Павлу. Церковь так установила.

От первых лет после Вознесения Господа на небеса и начала апостольской проповеди существовали ереси. Еретики пытались согласно со своим восприятием и образом мышления переделать апостольские предания. Что они делали? Они писали тексты и говорили, что этот текст написал, к примеру, апостол Павел. А как в те времена могли разобраться, кто это написал? Подписывали – от Павла, от Иоанна, от Фомы и предлагали христианам. Так называемые апокрифические евангелия, которых все боятся. А апокрифические евангелия – это, в основном, тексты, которые написали еретики, по большей части гностики (была такая ересь в первые годы существования Церкви, которая очень сильно смутила тогда людей). Они писали тексты, подписывая их именами апостолов – Иакова, Фомы, Павла, распространяли их среди христиан и вносили большую смуту. Было множество текстов, о которых христиане точно не знали, кто их составил. Они истинные? Они подлинные? Был беспорядок. Церковь тогда сказала: «Мы принимаем как истинные только те тексты, которые составили ученики Христовы, опираясь на мнение учеников апостолов». Тогда были живы ученики апостолов – святой Поликарп, святой Игнатий и другие преемники апостолов, которые знали, о чем говорили их учителя.

Сейчас мы часто тоже слышим глупости и даже хулу, которые приписывают старцу Паисию. Я 16 лет жил рядом с ним и не слышал от него таких вещей. А тот, кто один раз к нему зашел, может быть, даже и не видел его, уже пишет всякое. Но мы, те кто были рядом, слушали его и знаем, о чем он говорил, можем рассудить, говорил ли старец Паисий все те несуразности, которые ему приписывают. Даже при его жизни случалось, что приходили люди и говорили: «Старец Паисий сказал, что через три дня начнется война!» Он же ничего подобного не говорил, но эти слова из уст в уста передавались друг другу.

Преподобный Паисий СвятогорецПреподобный Паисий Святогорец

Один раз к нему пришел человек и сказал:

– Геронда, мы в Афинах слышали, что начинается война. Это правда?

– Хорошо, а что ты думаешь делать, если начнется война?

– Хорошо бы знать, что начинается война. Мы бы тогда пошли купить всего побольше.

– А что ты собираешься купить?

– Молока, соли.

– Хороший мой, если начнется война, то ты пойдешь молоко пить? Пойдешь и начнешь готовить, чтобы покушать? Если начнется война, что твой ум обратится к еде и ты будешь радоваться, что у тебя полны закрома? А если ничего не запасешь, будешь чувствовать себя в опасности? Что у тебя в голове?

Люди часто искажали смысл его слов. Один раз пришел к нему человек и сказал, что в их епархии такой-то владыка. Старец ответил, что знает его. Потом этот человек пошел к владыке и стал рассказывать: «Я ездил к старцу Паисию, и он сказал, что знает вас, какой вы прекрасный!» А старец ничего подобного не говорил.

Еще к нему в каливу приходил один монах, немного бездельник, из простых, навязчивый, грубоватый. Приходил и сидел у геронды часами. Старец расстраивался и просил его: «Раз у тебя нет никаких вопросов, дай мне десять минут побыть в тишине, помолиться». Монах продолжал сидеть, расспрашивать про погоду, пойдет ли дождь или не пойдет, вырастут ли помидоры, созреет ли виноград. Было время у геронды на такие вещи? Но он не хотел расстраивать монаха. Один раз он предложил ему пойти вместе в храм почитать Псалтирь. В храме монах сел, а старец пошел читать Псалтирь. У него было только одно легкое, поэтому временами он останавливался, чтобы глубоко вздохнуть. Пришел какой-то человек, подошел к окну храма, и старец сделал ему знак подождать немного. Ушел этот монах-бездельник и потом прислал старцу письмо. Послушайте, что он там написал: «Тебе было мало, что ты продержал меня у себя столько часов, я потерял столько своего времени, ты еще и счел меня за бесноватого, отвел меня в храм, чтобы читать надо мной Псалтирь, а потом еще и пригрозил».

Сейчас можно легко сделать заявление, рассказать людям, что ты не имеешь никакого отношения к этому человеку, к этой теории, к этим новостям. Можно оповестить общество с помощью интернета, радио, телевидения, газет, отстоять истину. А во времена апостолов в Церкви существовала серьезная проблема в течение нескольких веков до эпохи Василия Великого: еретики писали что-то, подписываясь именами святых, распространяли свои тексты среди верующих, и это производило большое смущение.

Книга Левит, фрагменты рукописи II в.Книга Левит, фрагменты рукописи II в.

Церковь сказала: «Мы не принимаем ничего, кроме того, чему нас научили апостолы, их преемники и ученики преемников апостолов». Таким образом появилось то, что Церковь называет апостольским преданием. Кто был свидетелем-очевидцем Христа? Апостолы. То, что говорили апостолы, – правильно. Таким образом удалось собрать учение Церкви и определить каноны истинности текстов Священного Писания. Люди могли сказать, что эти книги – истинные, достоверные, богоносные, они составляют Новый и Ветхий Завет.

Таким образом Церковь разрешила эту сложную проблему, которая нашла окончательное завершение в письмах святителя Афанасия Великого. Это один из ответов протестантам, свидетелям Иеговы и всем тем, кто сегодня говорит: «Мы признаем только Священное Писание, но не Церковь и ее предание». Но что такое они говорят? Священное Писание определила Церковь и сказала, что оно богодухновенное. Святой Афанасий это сказал, собрание епископов. А как ты можешь принять только книги, которые выбрала Церковь, а саму Церковь при этом отвергнуть? Это абсурдно. Церковь утвердила авторитет и истинность Писания. Церковь – это печать истины. Церковь ставит свою печать на том, что истинно, и не признает того, что ложно или сфальсифицировано. Единственный надежный путь понять и отличить то, что нам говорил Христос о лжепророках, лжемессиях, лжехристах, – это Церковь, кивот истины и спасения.

Христос сказал, что мы действительно идем к концу. Когда это случится? Никто не знает. Может, через тысячу лет, может, через десять тысяч лет, через пять миллионов – никто не знает. Да это и не должно нас заботить. Почему это не должно нас занимать? Во-первых, потому что Христос нам сказал, что о конце мира не знает никто. Ни один святой не знает этого. Даже ангелы Господни не знают этого. Только Бог знает, но не открыл этого никому. И я могу вам точно сказать о том, что сейчас распространяется через интернет, что в 2012 году должен прийти конец света, – что он не придет в 2012-м. В другие годы может – в 2011-м, в 2013-м, в 2015-м, но в 2012-м – нет, Господь не позволит исполниться лжепророчествам. Можем спать спокойно в 2012-м, не настанет конец света.

Однако есть еще один конец, наш собственный. Это случится наверняка и довольно скоро. Наши годы сочтены, и жизнь имеет предел. Тебе сейчас пятьдесят, пройдет еще лет 20–30–40–50, и все. Надо принять как данность, что есть конец нашей жизни и конец мира. Они наступят. О чем же важно думать? Не о сроках, а о том, как ты встретишь и воспримешь этот конец. И о том, что этот конец на самом деле не завершение жизни, а твое вступление в вечность. Хорошо бы нам размышлять о том, как мы пройдем этот путь и каковы будут наши отношения со Христом в вечности. Если мы будем задумываться об этом, то перестанем надеяться, что мы что-то из себя представляем. Все это преходящее. И твой земной путь завершится. Не останется на земле тех, кто тебя знает, кто тебя помнит. Только Бог помнит всех нас. На похоронах мы говорим: «Вечная память». Это не про нас, людей. Глупости говорят, сидя за столом: «Ты столько сделал, и мы будем помнить тебя вечно!» Завтра ты сам уйдешь, потом я вслед за тобой. И как ты будешь его вспоминать? Не люблю я эти пустые слова. Часто на похоронах я не выдерживаю слушать надгробные речи, тереблю свой жезл и молю Богородицу: «Довольно уже, Пресвятая Богородица!» Сколько глупостей говорится… Какой-то театр, игра с болью другого. Можно просто сказать пару слов в утешение, а не устраивать весь этот хаос. К сожалению, мы и это превратили в театр. Бог помнит человека. Бог тебя будет всегда иметь в Своей памяти. И когда мы поем: «Вечная ваша память, достоблаженные отцы и братия наша, приснопоминаемые», это значит, что у Бога ты всегда останешься в памяти. Когда Бог тебя помнит, это значит, что ты существуешь, что ты живешь, что ты – подобие Божие, что твой дух и твоя душа упокоились в Боге. Когда же Бог не хочет о тебе вспоминать, не хочет видеть тебя (не потому, что Он не хочет, а потому что твоя душа отреклась от Него, отвергла любовь Божию, разорвала связь с Богом и отреклась от вечной памяти Божией), это прискорбно для человека. Об этом говорит Господь в Евангелии. Постарайся те немногие годы, которые отведены тебе на земле, достойно провести перед Богом, чтобы ты смог пройти через врата вечности и предстать перед Богом чистым, покаявшимся, соединенным с благодатью Божией, живущим в Боге и победившим смерть. Чтобы ты победил тление, победил отчаяние, чтобы ты не жил вдали от Бога, а жил вечно рядом с Ним. В этом победа Бога над смертью, победа над тлением. Это наш личный конец.

Но Господь рассказал нам и о кончине мира, потому что в те времена будут жить христиане. Господь рассказал нам о знамениях, которые будут предшествовать концу. Через образы и символы рассказал в Евангелии и в Откровении Иоанна Богослова об этом конце. Но Он нам открыл это не для того, чтобы мы начали паниковать и ночью не могли уснуть, видя саранчу, грядущую на нас, и все те видения, которые были открыты апостолу Иоанну. Он хотел нам оставить очень важное послание: «Не бойтесь, Бог победит в конце». Что бы ни происходило, что бы ни случилось, победа будет за Богом. Моментами будет казаться, что побеждает антихрист, что побеждают лжепророки. Это попустит Бог, чтобы они сделали то, что хотят, не ограничивая их свободы, и насколько им это позволит наше бездействие и злоба. Но Господь положит всему конец. Не для того, чтобы наказать нас, но чтобы дать новое рождение человеку, чтобы привести человека в вечное Царствие, чтобы вернуть все на стези своя, как было в начале, воссоздать человека по образу Божию. Чтобы все, кто возлюбил Господа, жили вместе с Ним. Чтобы было новое небо и новая земля, где царствует Бог, где нет боли, горестей, человеческой мелочности, но везде и во всех Христос. Господь оставил нам это послание, несущее в себе благую надежду. Сказал нам не бояться ничего. Вы услышите о войнах, об опасностях – одно, другое, третье. Не поддавайтесь помыслам и не бойтесь. Так должно быть и будет. Но это пройдет. А вы не бойтесь. Не смотрите на то, что происходит сейчас, но смотрите на Того, Кто грядет. На Христа, Который есть Царь всего и всех людей, которые приняли и возлюбили Его.

Одним заметным знамением последних времен будет появление множества лжепророков. Сегодня вы видите, что пророков множество. Ими наполнилась земля, все стали пророками и пророчицами. Но ведь пророчество – это дар Духа Святого. А дары Духа Святого не даются скоро, они дорогого стоят, они очень ценные. Они даются ради чего-то, а не случайно. Никто из пророков не пойдет и не станет говорить: «Я пророк! Бог мне открыл такие-то вещи». Не станет это распространять. О всех тех пророках, которых вы будете видеть по телевизору и слышать по радио, которые будут говорить, что им нечто открыл Бог, святые, Богородица, что они разговаривают с Богом и получают ответы, – знайте, что это прельщенные. Божии пророки имеют дарования Духа Святого, имеют в себе черты истинных пророков. Первая отличительная черта – это Церковь. Вне Церкви дары Духа Святого не действуют. Не бывает пророка вне Церкви, среди других верований и еретиков. Лжепророки, лжемессии и антихристы там бывают. Дары Духа Святого не действуют вне Церкви. Господь устроил Церковь, и в теле крещеных людей действуют дары Духа Святого. Это не значит, что все остальные люди пойдут в ад. Это разные вещи. Одно – дарования Духа Святого, а другое – кто пойдет в рай. В рай пойдут не только пророки и прозорливцы.

Я не пророк. Наверное, я уже рассказывал вам историю о том, как мне в монастырь Махерас позвонила одна женщина и спросила: «Отец Афанасий, скажите мне честно, пожалуйста, у вас есть дар прозорливости?» Я ответил ей: «Скажу вам со всей откровенностью, что у меня, к сожалению, нет дара прозорливости». «Может быть, вы говорите так по смирению?» «Нет, у меня нет такого смирения. Мне понравилось бы иметь дар прозорливости, но не дано, что поделать». «А где мне найти того, кто имеет дар прозорливости?» «Открой телефонный справочник и поищи, там и пророки должны быть». «Неужели пророки будут оставлять свои телефоны?»

Люди Божии не будут заниматься такими глупостями. Пойди скажи старцу Паисию, старцу Порфирию, что они пророки, – они сочтут тебя безумным. А они действительно были пророками. Невозможно представить, чтобы они говорили: «Мои слова – пророческие». Они были очень стеснительными и смиренными, глубоко смиренными людьми. Никогда не хвалились. Дарования даются для устроения и укрепления Церкви некоторым людям, подвижникам, добродетельным, крайне смиренным, чистым сердцем во благо Церкви. А не для того, чтобы мы писали книги, увлекались фантазиями, имели бы последователей и тому подобное. Но наше спасения не зависит от того, пророчествовали мы или нет. В Царствие Божие приглашены все. Дарования не имеют отношения ко спасению. Спасение – для всего мира. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Возлюбленный! Знай, что удолия умножат пшеницу (Пс. 64: 14), и плод духовный в себе. Сие удолие есть душа смиренная, которая посреди гор, трудов и добродетелей всегда пребывает без возношения и неподвижною. Не постился я, говорит Давид, не бдел, не лежал на голой земле, но смирихся, и спасе мя Господь вскоре (Пс. 114: 5)» (Лествица. Слово 25: 15). У меня не было ничего другого, я не искал себе даров, не приходило на ум такое. Но я смирился, покаялся, изменил образ мыслей и образ жизни и попросил у Господа спасения. Нас спасает смирение. Не дарования. Если и будешь иметь дарования, но не смиришься, они тебя погубят. Впадешь в тщеславие, в гордость.

«Лествица» прп. Иоанна Лествичника, списанная митр. Киприаном«Лествица» прп. Иоанна Лествичника, списанная митр. Киприаном

Один раз бесноватая женщина схватила за руку одного студента богословского факультета, вложила его руку в свои уста и начали кричать: «Ты меня сжег, ты меня сжег, ты меня сжег!» Он под впечатлением приехал к старцу Паисию, рассказал эту историю. А старец ему ответил: «Да ты все неправильно понял! Это тебя он сжег. Такие гордые помыслы вложил в твой ум, что ты из себя что-то представляешь, что на тебя все смотрели и говорили: "Какой хороший парень, раз от прикосновения к нему демоны сгорают"». Диавол попалил его гордостью в конце концов. Наше тщеславие и гордыня столь велики, что Господь по Своей любви оставляет нас без Своих дарований, чтобы мы не погибли. Неужели мы будем мечтать, что начнем творить чудеса и сделаем всех счастливыми? Я благодарю Бога, что я полный. Не хочу худеть. Представьте, если бы я был похожим на скелет, люди бы говорили: «Какой святой человек! Кожа и кости. Исхудал совсем от поста, от подвига, от бдений». А я бы начал думать, как меня почитают, как любят, понимают, что я святой человек. А так все смотрят: «Какой толстый. Нашли святого! Хотел бы я посмотреть, сколько он сегодня съел за обедом». По крайней мере, смиряемся. Я так говорю своим братьям полным: «Слава Богу! Хотя бы от гордости это нас отвело!» Я бы точно был очень гордым, если бы был худым, похожим на преподобного.

Пророков мы узнаем по их смирению, по их принадлежности к Церкви. Божии люди – это крайнее смирение, они действительно считают себя хуже всех. Таким людям Господь открывает Свои тайны, Свою волю. Апостолу Иоанну было дано Откровение, чтобы напомнить нам, что Христос – Царь мира. И в нашей повседневной жизни, и в жизни всего мира не совершится ни то, чего желает диавол, ни то, чего ищет зло человеческое, но совершится то, чего хочет Бог. В этой временной жизни иногда может побеждать зло. Люди могут умереть, будучи неправедно оклеветаны, но грядет Господь, Который все поставит на свои места. Оправдает навеки каждого несправедливо осужденного человека. А что имеет истинное достоинство? Вечное Царствие Божие, а не праздник этого мира, отведенные нам 50–60–70 лет. Последнее слово о каждом из нас скажет Бог. И оно имеет значение. Остальные слова – пустые. Все проходит, как туман – и хорошее, и плохое. Самое важное – это то, что скажет обо мне Бог, последнее и самое главное слово. Мир и люди могут говорить разное, каждый судит по-своему.

Апокалипсис нас учит многому. Особенно, когда мы внимательно начнем вникать в его слова, когда мы увидим, как Христос держит мир в Своих руках и во всем действует премудростью. Мы не забыты и не брошены на произвол. Но в то же время и диавол имеет свои права и свою свободу, имеет простор действовать, исходя из того, чем обладает. Премудростью промысла и любви Божией сохраняется свобода каждого человека. Ни один человек не останется без праведного суда Божия.

К Апокалипсису всегда был особый интерес. Но нам не нужно в ней пристально искать, что случится в будущем – когда настанет конец мира, когда будет Второе Пришествие, родился ли уже антихрист. Апокалипсис не говорит об этом. Апокалипсис показывает, как тебе следует приготовиться к тому, чтобы встретить и пережить эти события. Каким ты должен быть перед этими событиями. Как ты должен искать Христа. Как остаться верным Христу. Как тебе не обмануться, видя, что происходит. Как тебе иметь свой ум и очи прикованными ко Христу, что бы вокруг тебя ни происходило. Этого нужно искать. Остальное произойдет, мы не сможем этого остановить. Видите, что сегодня происходит? Я прочитал Апокалипсис во втором классе гимназии. И я был смущен, говорил себе: «Неужели Бог попустит столько зла в мире? Сожжет мир? Придут акриды и так далее?» Пошел к батюшке на нашем приходе. Он был очень хороший человек. Говорю ему: «Отец, я прочитал Апокалипсис и смутился». Он ответил: «Сынок, Бог есть любовь. Это не Бог так с нами поступит. Люди сделают все это». Он ответил просто, но по-богословски правильно. Человек в конечном счете разрушит мир. Бог не будет разрушать, не будет такой труд брать на Себя. Мы сами все разрушим. С имеющимся сегодня оружием мир можно разрушить в два счета. И все загрязнения природы, болезни – это ведь не ангел устроит нам, а мы сами это все делаем. Видите, что происходит? Мы сами создаем болезни, потом бежим делать прививки. Всё это симптомы. Они говорят о том, что этот мир имеет свой срок. Никто точно не знает какой, но разрушение происходит, и оно побеждает. Мы видим, что происходит вокруг нас. Читая то, что было написано две тысячи лет назад, в каждой главе мы будем замечать мир Божий и видеть, насколько мирным остается человек, если рядом с ним Бог.

Я помню одну монахиню из монастыря святого Ираклидия, сестру Христодули. Очень благодатная старушка была. Полненькая, радостная, сильная. На закате лет за ней ухаживали сестры. Она стала говорить: «Я умру, пришел мой конец». Позвала сестер, чтобы подарить им иконы из своей кельи. Раздала, попросила поминать ее, когда умрет. Сестры спрашивали ее, боится ли она умирать. Она раздражалась: «Что это за слова вы мне говорите? Не стыдно вам такое говорить? Монахини мы, что о таком говорим? Я пятьдесят лет монахиня, и буду бояться умереть?» Приехал я ее проведать. Она рассказала, что ее искушают сестры, что она начинает нервничать от таких вопросов. «Не стыдно ли монахиням бояться умереть? Я ведь ношу Христа в своем сердце, что это за разговоры? Я ведь причащаюсь». Ей казалось это вызывающим. «Единственное, чего бы мне хотелось, чтобы ты пришел на мои похороны, чтобы я тебя увидела». Я сказал, что, может, и не получится, если я уеду куда-то, ведь я не могу сидеть и ждать, пока она умрет. В это время мы собирались в Иерусалим. «Я скажу Герондиссе, чтобы она меня положила в холодильник, пока ты не приедешь! Я не хочу умереть и без тебя уйти». Договорились, что ее положат в холодильник. И действительно, Господь устроил по ее сердцу. В тот день случилось, что я был в монастыре. Я зашел к ней. Она уже была подключена к кислороду, тяжело дышала. Спросил ее: «Как ты, сестра Христодули?». Отвечает: «Геронда, благослови, чтобы уже умирать, хочу уходить». Я благословил ее, она поцеловала мою руку, перекрестилась. Я вышел, пошел в домик. Не успел дойти – через 5–6 минут позвали сестры, сказали, что она умерла. Вот так ушла.

Если Христос рядом – побеждается смерть. Мы видели десятки смертей людей Божиих. Смерть – это страшная вещь, непросто ее победить. Смерть, тление, возраст, годы. Но если Христос рядом с нами, то Он освещает все. Апокалипсис говорит о пути человечества через проблемы, сложности, испытания, опасности, борьбу. Но Христос – это свет, это мир, это радость человека, поэтому и свой конец, и конец этого мира человек может принять по благодати Божией в глубоком мире. И такой мир – это не ощущение. Может быть и боль, и борение по-человечески. Но в нашем сердце может царствовать мир от присутствия Божия. Мы рядом с Богом, в Его руках. Бог ведет этот мир и мою жизнь, моих детей и семью. Мы иногда переживаем о том, что станет с нашими детьми, когда мы умрем. Конечно, это присуще человеку. Но отдай все Богу и оставь такие мысли. Не заботься, передай все в руки Божии и увидишь, как Господь все управит. Каждый день – в мире, во Христе. Будь спокойным, мирным и радостным.

Завершим нашу вводную беседу. А в следующий раз перейдем к тексту. Начнем с первой главы Откровения апостола Иоанна. Это непростая книга, будем разбирать, насколько будет сил.

(Продолжение следует.)

Митрополит Лимасольский Афанасий

Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт 
omilies.net, 2010 год

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.