Ultimate magazine theme for WordPress.

АПОКАЛИПСИС. СНИМАЯ ПОКРОВ. БЕСЕДА 3

0 120

Блаженны читающие и слушающие слова пророчества

Беседа 2.

Мы остановились на 4-м стихе первой главы. В прошлый раз мы говорили о том, что это «откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1: 1). Повторю, что это было написано, потому что так произойдет, а не так произойдет, потому что об этом предречено. Все это произойдет, поэтому было такое пророчество, которое записали. Если скажем наоборот, то будет казаться, что Бог виноват во всем этом зле. Было открыто, что произойдут все эти страшные события, которые устроят сами люди, и они будут нести ответственность за происходящее. Богу известно об этом, поэтому было записано это пророчество.

М. Герунг. «Видение Иоанном семи светильников». XV в. М. Герунг. «Видение Иоанном семи светильников». XV в.

Христос послал откровение через Ангела Своему рабу апостолу и евангелисту Иоанну, который передал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа о том, что он видел и о чем слышал. «Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1: 3). Мы говорили о том, что «время близко» – это не в нашем временном измерении, потому Бог выходит за пределы нашего человеческого времени и движется в Своем божественном измерении.

Перейдем к четвертому стиху. Теперь, после вступления, начинает говорить апостол Иоанн. «Иоанн – семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр. 1: 4). Это церкви, которые находились в Малой Азии. Тогда были и другие церкви, расположенные в разных местах. Эти семь церквей, семь духов, семь очей – мы постоянно будем встречаться с числом семь – имеют символическое значение, означающее полноту, как семь дней творения. Это означает, что слова этого пророчества обращены ко всей Церкви во все века. Апостол Иоанн говорит, что он молится, чтобы Бог подал Свою благодать и мир, Бог, «Который есть и был и грядет».

А далее вы заметите, особенно филологи, что он изменяет порядок употребления слов: вместо того чтобы сказать «существующий, бывший и грядущий», апостол меняет порядок, хотя он и очень хорошо владел греческим, и говорит: «Который есть и был и грядет», относя это к Богу. Апостол молится, чтобы на христиан снизошли от Бога благодать и мир. Благодать – это то избавление, которое Бог даровал миру. Когда мы в Церкви говорим «благодать», мы понимаем под этим словом ту энергию, нетварную энергию Бога, которая изливается на человека и спасает его. Человек избавлен благодатью Божией – мы можем это растолковать и таким образом. Человек даром освобожден. Наше спасение было дано нам даром, мы не привнесли ничего. Христос спас нас даром. И эта благодать нашего избавления, и энергия Святого Духа, и мир от Бога да будут со всеми нами.

Мир – это следствие пришествия благодати. Когда благодать пребывает в человеке, тогда человек бывает мирным. Не бывает мира без благодати. Там, где видишь смущение, раздражение, крик, вопли, нервы, беспорядок, – там нет благодати. Благодать не может пребывать там, где нет мира. Бог поселяется в мирном человеке. В тревожном, беспокойном, гневливом, нервном, мрачном и запутанном человеке Бог не обитает. Бог – Бог мира, и Он обитает в мире. Бог открывает Себя в мире и через людей, имеющих внутри себя мир. Когда приходит благодать, первое ее проявление – это мир, поэтому Христос постоянно говорил: «Мир вам». Когда Его встречали ученики, Он говорил: «Мир вам». Когда Бог присутствует, мы ощущаем в первую очередь мир. Когда Бог отсутствует и действует энергия сатаны, тогда мы ощущаем внутри себя смятение. Душа мятется, в ней нет мира, мы ничем не утешаемся. Там, где есть место смятению и путанице, там Бога не бывает. Не буду больше задерживаться на этом, а постараюсь пройтись дальше по тексту, потому что он довольно длинный. Думаю, и вам интересно посмотреть, что в нем описано далее.

«Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет», – говорит апостол. Тот, Который существует, Который существовал, и Тот, Который грядет. Это напоминание о Троичности Бога. «Который есть» – это напоминает нам о Боге в Ветхом Завете. В книге Исход, в третьей главе, в 14-м стихе Бог говорит с Моисеем. После того, как Он послал его вывести народ из Египта, Моисей спросил Бога о том, что ему ответить сынам Израилевым, если те спросят о имени Его. «Скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?» (Исх. 3: 13). Бог ответил Моисею: «Аз есмь Сущий» (Исх. 3: 14). В еврейском языке это имя записано четырьмя символами: Γ Χ Β Χ (в греческом переводе). Евреи никогда не произносили этого имени, поэтому мы точно не знаем, как произносилось имя Божие. Вероятно, Яхве. Сегодня есть свидетели Иеговы, хилиасты, еретики, которые постоянно произносят это имя, которое является всего лишь одним из имен Бога. В Ветхом Завете Бога называли разными именами – Адонаи, Элохим, Саваоф. Одно из этих имен – Γ Χ Β Χ (Яхве). Однако евреи, когда видели это имя в Ветхом Завете, никогда не читали его, потому что почитали и боялись произнести имя Божие. Когда они видели эти четыре буквы, то произносили вместо них Саваоф, Элохим – иное имя. Когда это имя переводили на греческий (делали это евреи за 200 лет до пришествия Христова, 70 переводчиков Ветхого Завета, мудрые евреи; это не мы, христиане, перевели Ветхий Завет), то перевели эти четыре буквы (тетраграмматон) Γ Χ Β Χ как Сущий (ο Ων, ο Υπάρχων). Здесь апостол и евангелист Иоанн, используя этот перевод семидесяти, запечатлел имя Бога, напоминая о том, что это Тот Самый Бог Ветхого Завета, Сущий.

Единородный Сын. Эскиз В. Васнецова к росписи Владимирского собора в Киеве Единородный Сын. Эскиз В. Васнецова к росписи Владимирского собора в Киеве

Далее, «Который существует». Здесь используется тот же глагол, что и в Новом Завете, когда говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (в греческом тот же глагол ήν – было). А «грядет» – это относится к Духу Святому. Мы можем сказать, что все это относится к Троичности Бога. Но можем сказать и то, что это все – «есть и был и грядет» – относится к Богу в целом, потому что Троичные свойства общие для всех Лиц.

Итак, «благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет (от Отца), и от семи духов, находящихся перед престолом Его (от Духа Святого)». До этого мы говорили о семи церквах, а здесь говорится о семи духах. Это благодать Святого Духа. Это не семь святых духов, это свойства Святого Духа. Пророк Исаия упоминает о семи свойства Святого Духа – дух премудрости, дух разума, дух силы и остальные. Он упоминает о семи свойствах Святого Духа, чтобы показать полноту даров Духа Святого, находящихся перед престолом Его, то есть мы имеем благодать и мир и от Духа Святого. А далее говорит: «и от Иисуса Христа». Видите, у нас есть ясное упоминание о Святой Троице. Бог Отец, Святой Дух и Иисус Христос. Лжесвидетели Иеговы, хилиасты, говорят, что в Священном Писании нигде не упоминается о Святой Троице, но мы видим множество мест, где ясно говорится о Святой Троицы во уверение Церкви.

В пятом стихе говорится: «и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр. 1: 5). Христос – свидетель верный, Он засвидетельствовал перед нами истину. Он открыл нам истину о Боге, истину о Святой Троице, истину о спасении человека через Него Самого. Христос свидетель верный, первенец из мертвых – Тот, Кто первым воскрес из мертвых и через Кого воскреснут все остальные мертвецы. В этом открывается вера Церкви в то, что воскреснут все мертвые, не останется ни одного человека, который не воскреснет. Когда Христос придет во Втором Пришествии, все мы воскреснем. Все. Кем бы мы ни были, где бы мы ни жили, как бы мы ни умерли – все мы без исключения воскреснем. Воскреснут не наши души, потому что души не умирают, воскреснут наши тела. То тело, которое мы имеем сейчас, воскреснет. Конечно, оно не воскреснет постаревшим или младенческим, больным или с недостатками. Оно будет совершенным, невредимым, без болезней и увечий. Как Христос воскрес целым и невредимым, так и мы все воскреснем во Христе Иисусе, в первенце из мертвых. Поэтому мы, христиане, не верим в переселение душ.

Если бы мы верили в переселение душ, то как могли бы воскреснуть мертвые? Если я воскресну, то в каком теле? В том, которое имею сейчас, или в том, в котором жил 50, 100 или 200 лет назад? Тогда теряется единственность и неповторимость человеческой личности. Человек дважды не повторяется, мы не придем дважды в этот мир, но мы и не существовали ранее (не «предсуществовали»). Мы появились в момент нашего зачатия. Когда мы были зачаты внутри утробы нашей матери, тогда была сотворена наша душа. Раньше наша душа не существовала, и потом она не будет жить в чьем-то теле. Все эти учения – еретические, Церковь отклонила их, потому что мы веруем в воскресение из мертвых через Иисуса Христа, Который есть «владыка царей земных». Христос – над всеми. Нет никого выше Христа. Не существует ничего, что опускает Христа вниз. Христос превыше всех и вся. И тот, кто вместе со Христом, тоже обретается превыше всех и вся.

Далее говорится, что Христос – владыка царей земных, Который нас любит и Который омыл нас от грехов наших Кровию Своею. Как мы омываем и очищаем грязного, запачканного ребенка, всего в нечистотах, так и Христос омыл и очистил нас от наших грехов. Каким образом? Своей Кровью. Поэтому братья мои, когда мы идем на Божественную литургию, мы идем главным образом для того, чтобы причаститься Тела и Крови Христовых во оставление грехов и в жизнь вечную. Разумеется, подготовившись соответствующим образом, мы подходим к Чаше, чтобы стать причастниками великого события – нашего очищения. Христос распялся и Своею Всесвятой Кровью спас весь мир, спас всего человека. А каждый из нас участвует в своем личном спасении, которое Христос принес на землю и даровал нам Крестом Своим, участвуя в Таинстве и причащаясь Христу, Который очистил нас от грехов наших.

Что Христос сделал для нас? Читаем в шестом стихе: «и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1: 6). Он сделал всех нас причастными Его власти – сделал нас царями. Как Он Царь, так и нас Он сделал царями по благодати, поскольку мы – чада Царя Царствующих. Я хочу сказать, насколько это глубокие вещи, когда человек проживает их в Боге. Человек, близкий Богу, дорогие мои, чувствует себя в самом деле царем – у него нет нужды ни в чем. А он при этом может не иметь абсолютно ничего.

Помню, какое огромное впечатление на меня произвела одна встреча, которая произошла, когда я во второй раз приехал на Святую Гору. Я отправился в пустыньку Катунаки, где жил один отшельник с Кипра. Он сейчас еще жив, старенький уже. Там была веранда посреди скал, возвышающихся над морем. Он сказал мне: «Здесь я ощущаю себя царем». А что это был за царь? Он ничего не имел: его калива была настолько бедной! Ничего в ней не было. Одежда вся рваная. Он угощал меня какими-то фруктами, а я старался не смотреть, что я ем, – по 5–6 червяков было в каждом. Нищета крайняя. А он говорит мне, что он царь!

А есть люди, которые имеют все, но при этом говорят, что у них ничего нет. Есть дом, но они хотят два, три, четыре, пять, шесть. Покупают еще, еще и еще. И говорят при этом: «Мы не можем остановиться. Не насыщаемся. Внутри нас не хватает чего-то, чтобы мы чувствовали полноту». Когда у тебя пустота в душе, то чего бы ты ни дал своей душе, ничто не поможет, если в ней не обитает Бог. Дай ей денег, сколько пожелает, дай ей домов, сколько хочет, дворцы предложи – все равно она будет ощущать пустоту. А когда внутри тебя Бог, ты можешь пойти в самую убогую лачугу и будешь ощущать себя поистине царем.

А почему мы цари? Подобно царю, который царствует и которому все подчиняются, человек, отбросивший свои страсти, не порабощен своим страстям, он сам себе царь, самодержец – держит самого себя, господствует над собой. Страсти не ведут его, куда пожелают, не увлекают его направо-налево – раздражение, сластолюбие, славолюбие, сребролюбие. Нет. Он сам себе господин, царь, самодержец, который держит себя в руках. Он еще и свободен. Кто такой свободный человек? Тот, кто делает, что он хочет? Тот, кто живет в свободном отечестве? Если ты раб, то и живя в свободном отечестве, ты останешься порабощенным. А если ты свободный, то ты и порабощенное отечество сумеешь освободить.

Если ты духовно свободен, то даже среди рабства, среди тиранического режима, даже если тебя отправят на каторгу, ты будешь свободным. Когда свободна твоя душа, тогда и ты свободен. А когда твоя душа подчинена страстям, ничего не получится. Бог нас действительно делает царями. Я много раз видел, как все это случается. Во что нас превращает грех? Он делает нас похожими на блудного сына, который пас свиней. Мы становимся пастухами свиней и питаемся едой свиней. Иногда видишь людей, которые оставили Бога, полюбили суету этого мира. Что с ними происходит! Они на самом деле теряются, становятся рабами своих страстей, своих грехов, рабами повседневных забот и попечений. И в конечном итоге они отбрасывают это прекрасное царственное величие и становятся пастухами свиней.

П. С. Пюви де Шаванн. «Блудный сын». 1879 г. П. С. Пюви де Шаванн. «Блудный сын». 1879 г.

Христос делает нас царями. Где бы ты ни был, ты везде ощущаешь это царское достоинство – свободу, непосредственность без всей этой мелочности и низости, которые свойственны рабам. Бог делает нас царями и священниками. Некоторые женщины жалуются, что им нельзя быть священниками. Но нас, священников, немного. А там мы все станем священниками, и женщины тоже.

В каком смысле? Речь идет не о сане. Мы станем «царским священством», совершающим великое таинство нашего спасения. То священнодействие, которое совершил Христос как Великий Архиерей на Кресте и спас человека, совершает каждый из нас, верующих во Христа, подвизающийся во Христе. Каждый совершает таинство своего спасения, борется со страстями и грехом, приносит самого себя и весь мир, все творение как благодарение Богу и через это становится священником Бога. Именно в этом значении здесь говорит о священстве апостол и евангелист Иоанн.

«Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1: 6). Ему принадлежит слава и держава во все века. Кому принадлежит? Богу Отцу или «Ему, возлюбившему нас», как сказано выше? Значение от этого не изменится – это могло быть сказано и по отношению к Отцу, и по отношению ко Христу. Ему, Богу, принадлежит слава и держава во веки веков, аминь, воистину это так. Такое значение у слова «аминь» в греческом языке – истинно, да будет так. Богу принадлежит слава, потому что только Он – вечен. И только тот, кто соединен с Богом, прославляется истинно. Иные славы, братья мои, – суетные, преходящие, все они кончаются. Кем бы ты ни стал в этом мире, даже самым великим царем, – настанет час, когда все это прекратится. Только слава Божия не прекращается. Доказательство – святые, которых прославил Бог. Слава святых не угасает, а проходит через века.

Тот, кто хочет прославиться, должен возлюбить славу Божию. А тот, кто желает славы человеческой, пусть знает, что она быстро закончится, а часто она завершается и бесславно. Скольких царей мы видели, сколько самодержцев? Где все это? Все прошло. Все затерялось. Суетно все человеческое. Ничего не остается. Земля и пепел, земля и прах. В нашем церковном требнике, в заупокойной службе есть указание для священника: будь внимателен, иерей, эта служба служится неизменно для всех – царей, правителей, воинов, бедных, маленьких, больших, богатых, убогих – для всех. Служи по одному чину для всех без исключения. Не нужно служить для важных людей особенную службу, не нужно разные службы служить для богатых и бедных. Для всех – одни и те же слова.

Служи всю эту службу, которая столь прекрасна, столь оптимистична. Почему она оптимистична? Потому что в ней говорится о бренности вещей, но одновременно и о вечной славе Божией. Все кончается, но и все начинается в присутствии Божием. Когда Бог упокоевает человека, тогда человек упокоевается. Когда Бог помнит человека, тогда человек существует. Поэтому мы говорим: «Вечная память ему». Бог тебя будет помнить вечно. Только Бог прославляет человека. А если Бог прославит человека, то человек прославится вечно. Это имеет ценность, дорогие мои, – что скажет Бог. Не то, что говорят люди, газеты, телевидение или кто бы то ни было. Все это дымовая завеса. Последнее слово о каждом человеке скажет Бог. И это будет вечное слово.

Если Бог нас прославит – мы прославимся, если Бог нас отвергнет, то не помогут никакие слова человеческие – что бы люди ни говорили, какие бы поминки по нам ни устраивали, какие бы памятники нам ни ставили. Все это суетное. Богу принадлежит слава, держава и сила. Где силы человеческие? Никто ничего не может сделать. Только Богу все возможно, и дела Его простираются на века.

Завершается этот стих словами: Ему «слава и держава во веки веков, аминь». Мы часто слышим их в храме, часто произносим: «во веки веков». Знаете, сколь важное это выражение? Сказать честно, я не обращал внимания на эти слова, не чувствовал их. Один духовный брат рассказал мне о себе. Когда его рукоположили во иерея на Святой Горе, он служил свою первую Литургию. Произнеся возглас: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь», после слов «ныне и присно и во веки веков», так попустил Бог, открылись его душевные очи, и он увидел перед собой бескрайность вечности. Если бы у нас был телескоп с огромным разрешением и мы могли бы в аудитории наблюдать глубину всего, если бы смогли увидеть глубины миллионов световых лет, неуловимые измерения! И задумайтесь, что Бог вне этого всего, для Него эти миллионы световых лет – это ничто, нечто малейшее. Для нас это невообразимо, а для Бога это малейшее. И насколько это важно человеку, сотворенному, преходящему, нищему человеку. Кто мы такие? Иногда путешествуешь на самолете и объявляют, что мы на высоте три тысячи метров. Или смотришь на самолет в небе и думаешь, что там внутри люди. Мы на фоне вселенной – комарики, даже еще меньше. Кто есть человек? Однако же человеку дана благодать Божия, нетварная энергия благодати Божией, и слово человека, благословляющего Бога, простирается на века, оно бесконечно. Если у вас как-нибудь будет возможность побыть в тишине и покое, подумайте немного, что это значит.

Как может одно слово простираться на целую вечность? Но в то же время и наши плохие слова, наше пустословие, скверные слова, которые мы произносим и слышим, несут в себе огромную тяжесть. Поэтому Христос сказал нам не произносить праздных слов – ничто не проходит бесследно. Сегодня ученые говорят, что можно создать прибор, который услышит голоса людей, живших тысячи лет назад. Ничто не теряется. Каждый звук сможет уловить такой прибор.

Бог действительно делает человека царем, священником и чадом Божиим. А диавол уводит нас пасти свиней и делает нас самих хуже свиней. По крайней мере, бедные свиньи – животные, они не несут ответственности за свои поступки. Это животные, созданные и рожденные, чтобы жить как свиньи. А мы с вами – люди, а становимся хуже свиней, утопая в трясине своих грехов и страстей. Все это прискорбно и достойно сожаления.

Перейдем к седьмому стиху: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1: 7). Апостол говорит «се», вот. Он одновременно видит это перед собой и пишет. Говорят, что он даже не сам это записывал, а его ученик Прохор с его слов. Апостол Иоанн видел, пересказывал, а Прохор записывал. Он видит Христа, грядущего среди облаков. Речь не о природных облаках, апостол здесь имеет в виду все небесные силы – Господь грядет среди ангелов, среди святых, среди всех тех, кто сопровождает Его. «И узрит Его всякое око» – каждый увидит Его, все мы увидим это пришествие Христа. Все мы – и грешные, и праведные – увидим Христа.

В. Васнецов. «Страшный Суд». Владимирский собор в Киеве В. Васнецов. «Страшный Суд». Владимирский собор в Киеве

Но что произойдет? Для тех, кто любил Христа, кто искал Его и очистил себя, это пришествие станет причиной невыразимой радости, великим благословением, созерцанием Бога в любви. И наоборот – те, кто не полюбил Христа, не возжелал и не взыскал Его, – они увидят Его. Но их это видение обожжет, обратит в боль, обратит в печаль, в противостояние, в ад и вечное мучение. Христа увидит каждый, все люди, и те, которые Его распяли, которые пригвоздил Его ко Кресту и пронзили Его ребра копием. «И возрыдают пред Ним все племена земные». Когда мы увидим Христа, грядущего с облаками, тогда все мы заплачем: одни – от любви и радости при виде возлюбленного Господа Иисуса Христа, Который грядет, чтобы мы жили с Ним вечно, а другие – от боли и печали, потому что поймем в тот момент, что мы совершили, но уже ничего нельзя будет изменить. «Ей, аминь». Во истину будет так, говорит апостол.

Стих восьмой: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1: 8). «Который есть и был и грядет», Пресвятая Троица – Отец, Сын и Дух Святой, Вседержитель Бог. Бог есть начало и конец всего. Все начинается и завершается в Боге – дела святые, дела благие, которые останутся. А то, что не начинается в Боге, и не завершается в Боге – теряется, проходит. Когда человек строит на суетном и бренном, то все утратится, ничего не останется. То, что ты строишь в Боге, – это останется. Милостыня, которую ты подавал, добрые дела, которые ты совершил, добрые слова, которые ты произнес, покаянная молитва, все труды твои ради Бога – это останется. То, что начинается и завершается во Христе – остается. Христос – начало и конец. И наша жизнь, братья и сестры мои, такой должна быть. День наш – от момента, когда мы открываем глаза, до момента, когда мы их закрываем, – должен начинаться и завершаться призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа.

Так наша жизнь обретает смысл, обретает содержание, обретает иное состояние. Когда человек пускает Христа в свою жизнь, тогда все изменяется, все приобретает вкус, все приобретает цвет, все освящается. Христос все это приносит в нашу жизнь. А убери Бога из своей жизни, и ты увидишь, что ты ни в чем не находишь покоя и радости, все для тебя безвкусно. Когда человек теряет вкусовые ощущения, можешь дать ему лучшую еду, лучший десерт – он ничего не поймет. Потерял вкус. «Христос есть Альфа и Омега».

Нужно это помнить и с этой мыслью начинать свои дела. Не будем бояться добрых дел. Не будем бояться дел Божиих. Бог – богат, Он аристократ и властелин, а не бедняк, как мы с вами. Когда Бог видит тебя совершающим добро ради Него, то Он воздает тебе в тысячи крат и сейчас, и в будущем. Множество раз, всегда мы видим это. Бог может запоздать, но Он никогда не оставит без воздаяния. Бог приходит и воздает за благие дела, которые остаются в вечности. Где-то в Писании говорится: «и дела его с ним». Человек забирает добро с собой в вечность. Иногда мы видим, как человек уходит из этого мира, и думаем: что в итоге взял с собой этот человек? Осуждение, возмущение по отношению к ближнему? Боль, которую он причинил людям своей несправедливостью и жестокостью? Свою бестактность и нахальство? Свою самодовольство и хвастовство? Свою жадность и ненасытность?

Что берет с собой человек? Он забирает с собой благие и добрые дела, а если совершил – то и дела святые, дела любви – они будут его сопровождать его вместе с молитвами людей, которым он подарил добро. Остальное станет тяжелой цепью для души человека, это не сможет пойти с ним, а будет, напротив, тянуть его вниз.

Давайте здесь, на восьмом стихе, прервемся. Я постараюсь пойти побыстрее по тексту, не стану останавливаться так долго, как ранее, чтобы панорамно посмотреть на эту красивейшую икону, которую нам рисует Откровение апостола и евангелиста Иоанна. Это очень красивая книга, красивейшая! Блаженны читающие и слушающие слова пророчества. И будет замечательно увидеть перед собой то, что видел апостол Иоанн.

(Продолжение следует.)

Перевела с греческого Мария Орехова
Источник:
www.omilies.net 2010 г.

Архимандрит Иоанникий (Бэлан)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.