Ultimate magazine theme for WordPress.

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ МОСКОВСКОГО

0 29

Мощи святителя Алексия ныне почивают в открытой раке в московском Богоявленском соборе в Елохове. На южном фасаде Успенского собора Московского Кремля под огромным изображением Богоматери Владимирской – фрески шести святителей Московских. Образ их предстательства за нас наглядно выражен через расположение вытянутых ввысь фигур между полуколоннами – они сами «столпы церковные» и ходатайствуют о граде Москве!

Южный фасад Успенского собора Московского Кремля Южный фасад Успенского собора Московского Кремля

В храме святителя Николая в Толмачах, где хранится великая московская святыня – Владимирская икона Божией Матери, есть небольшая икона избранных святых, в центре которых – святитель Алексий. Она помещена в раму-киот, где собраны многие иконы разного времени. Фигура святого представлена прямолично, по сторонам – праведники, обращенные и к нему, и вверх, к Тихвинскому образу Богоматери. Святителя окружают святые Параскева Пятница, Симеон Богоприимец, Евдокия и Фекла. Этот семейный образ написан в празднично-нарядной палитре с преобладанием алого цвета: святитель в красных ризах с орнаментом в виде золотых венков и красных сапожках, великомученица Параскева в алых одеждах, у святой Феклы – книга с красным обрезом (страницами).

В 1596 году при патриархе Иове было установлено празднование Собора святителей Московских – Петра, Алексия и Ионы; вскоре сложилась и их совместная иконография, которая впоследствии стала популярной. В иконе святителей Московских Петра, Алексия и Ионы XVII века из Государственного Русского музея – 72 клейма, из которых 24 посвящены святителю Алексию. И сам праздник и иконография возникли, возможно, по аналогии с почитанием Вселенских учителей и святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова.

Сохранились и иные житийные иконы святого Алексия, например, образ из Государственного Исторического музея (ГИМ) с 20 клеймами жития. Житийный цикл иконы из ГИМ начинается традиционно, с раннего периода, то есть с рождения святого и даже раньше – со времени переезда его родителей Федора и Марии Бяконтов в Москву. Считается, что введение этого клейма в икону подчеркивает высокородное происхождение святителя. Думается, это первое клеймо в первую очередь накрепко привязывает святителя к Москве. Первая сцена после «Поставления во епископы» открывает цикл клейм на тему путешествий святителя в Орду.

Всего в Орде святой побывал трижды, а самое известное событие, связанное с Ордой, это исцеление ханши Тайдулы, за которым на иконе следует сцена «Чудо со свечой у гроба митрополита Петра», хотя это событие предваряло поездку святителя Алексия в Орду. Во время молебствия у гроба святого чудотворца Петра сама собою зажглась свеча. Святитель взял ее с собой, и после молебствия в Орде, в палатах хана, Тайдула прозрела. В отечественной киноленте «Орда», построенной вокруг этого сюжета, показывается, каким сложным был этот вызов – приехать в Орду ради исцеления ханши. Такой подвиг стоил прежних великокняжеских поездок в ханскую столицу.

Икона свт. Алексия Московского работы Дионисия, Третьяковская галереяИкона свт. Алексия Московского работы Дионисия, Третьяковская галерея

На иконах святитель Алексий часто представлен рядом с Петром, митрополитом Московским. В Государственной Третьяковской галерее хранится образ святителя Алексия XVI столетия работы Дионисия из Успенского собора Московского Кремля. Парная этому образу икона святителя Петра, митрополита Московского, остается на своем историческом месте.

На этом самом раннем житийном образе представлены реалии подвижнической жизни святителя Алексия в Москве: его уход в Богоявленский монастырь и пострижение в монашество, основание Спасо-Андрониковой обители и поставление первого игумена – Андроника. Здесь также представлен целый ряд чудес от гроба праведного святителя, в основном это исцеления от недугов, но также воскрешение отрока Димитрия.

К концу XVII столетия житийный цикл стал несколько меняться и расширяться. Например, появилось изображение крещения святителя Алексия. С этого времени изображение события крещения становится характерным для русской житийной иконографии. Этот сюжет получил такую популярность, что по аналогии с другими житиями могли изображать крещение в младенчестве даже Илии пророка, хотя это был ветхозаветный праведник и ни о каком крещении речи быть не могло.

Пожалуй, икона, созданная Дионисием, – самая известная, она послужила, например, образцом для современного большого образа, написанного для Алексиевского храма при больнице святителя Алексия Московского. Образ кажется растворенным светом: в иконе много цветов, бордовые ризы с крестами, зеленые плат и отвороты саккоса. При этом более всего привлекает внимание лик со светлыми плавями, все цвета будто отходят на второй план, так же как и в иконе Троицы Андрея Рублева – яркие, насыщенные оттенки одежд еще больше привлекают внимание к лику.

Святой Алексий традиционно изображается в святительских одеждах – крестчатом саккосе, который имеет орнамент в виде крестов в кругах, омофоре и, как правило, с Евангелием. В митре его пишут редко, традиционно он – в белом клобуке. Именно так выглядит московский митрополит на иконе ростовского происхождения «Избранные святые» XVII столетия из Сергиево-Посадского музея-заповедника. По сторонам от Николая Чудотворца помещены – справа святители Московские, слева – святители Ростовские. Ростовские святые так же в белых клобуках, как и Петр и Алексий, ибо святители града Ростова имели честь ношения белых клобуков.

Святитель Алексий Московский в белом клобуке, фрагмент житийной иконы Святитель Алексий Московский в белом клобуке, фрагмент житийной иконы

Из мастерской М. С. Пошехоновых вышел образ 1850 года; он был написан для Валаамской обители, а ныне находится в скиту Нововалаамского монастыря в Финляндии. Образ находился на столпе в храме Всех Небесных Сил Бесплотных (так же как и иконы других святителей). В ансамбле этих икон особое место отведено одеждам святителей, а в одеждах – тканям, их фактуре. Святой Алексий одет в колоколообразный красный саккос с крестами, расшитый по подолу драгоценными камнями; на белом клобуке – крест; Евангелие покоится на перекинутом через руку омофоре.

Изображения святителя Алексия встречаются в Деисусе – в иконостасе в паре со святителем Петром – и на иконах Боголюбской Богоматери, где он молится Пречистой Деве посреди других московских святителей и иных праведников. В частном собрании Игоря Возякова есть Боголюбский образ XVII века с двумя святыми – Петром Афонским и Алексием Московским.

Один из иконографических изводов представляет святителя Алексия прямолично. Правой рукой он придерживает Евангелие, покоящееся на левой руке. Также святитель может изображаться благословляющим, причем его десную руку изображают либо прямо перед грудью, либо отведенной в сторону, как на фреске работы Дионисия из храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре близ Белозерска.

Святитель Алексий Московский. Фреска работы Дионисия, храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре Святитель Алексий Московский. Фреска работы Дионисия, храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Иногда обе руки святителя разведены в стороны: благословляющая и с Евангелием. Характерная особенность икон святителя – изображение с закрытой книгой. Даже устные иконописные подлинники не указывают на какое-либо содержание текстов, и только в начале XX столетия появился вариант надписи в книге, которую держит святой: «Господи, призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя». Это молитва, которую архиерей читает за каждым богослужением.

Икона свт. Алексия в местном ряду иконостаса Троицкого собора, г. ЩёлковоИкона свт. Алексия в местном ряду иконостаса Троицкого собора, г. Щёлково

В честь святителя Алексия перед революцией был освящен придел Троицкого собора города Щёлково. В 1912 году городская депутация предстала перед царем Николаем II и ходатайствовала, чтобы он дал позволение наименовать строящуюся церковь «в память рождения Наследника Цесаревича Алексия». Это был единственный храм, посвященный царевичу в то время (при его жизни). Престол был устроен в честь святителя Алексия, небесного покровителя цесаревича. Современные ростовые образа – и святителя Алексия, и царевича Алексия – находятся в местном ряду нынешнего майоликового иконостаса храма.

В XVII веке появились иконы святителя с архитектурным фоном – в частности, с изображением Московского Кремля – такова, например, иконописная прорись XVIII столетия из Государственного Исторического музея с иконы мастера Оружейной палаты Ивана Максимова. Здесь воспроизведена панорама Кремля вместе с храмами и теремами. В домовом храме Русской духовной миссии в Иерусалиме, освященном в честь мученицы Александры, – икона-портрет святителя начала XX века. На шее святого – панагия позднего образца. Митрополит Алексий указывает рукой на свиток, лежащий на столе, где также располагаются письменные принадлежности. Икона напоминает парадные портреты подвижников благочестия, святых – например, святителя Димитрия Ростовского.

В Иерусалиме же в 1860-х годах был возведен Троицкий храм в византийском стиле с иконостасом того же стилистического решения; иконостас соединил «благородную красоту с величием», как тогда говорили об этом архитектурном направлении. Здесь образа святителей чередуются с иконами святых других чинов. Святитель Алексий помещен рядом с митрополитом Петром, а не как обычно, не попарно относительно центральной иконы. Их изображение редкое – поколенное, почти ростовое, они будто вырастают, выходят из рамы иконы. Святители изображены фронтально, а не в полуобороте. Их образы подобны образам мучеников и князей на столпах Московских Кремлевских соборов, они – такие же ходатаи и защитники человеческого рода.

Жанна Курбатова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.