Ultimate magazine theme for WordPress.

КАК ВОСПИТАТЬ СВЯТОГО

0 133

Греческая Православная Церковь в эти дни поминает трех святых женщин: преподобную Емилию – мать святителя Василия Великого, праведную Нонну – мать святителя Григория Богослова и святую Анфусу – мать святителя Иоанна Златоуста. Каждая из них явила нам пример благочестия, несокрушимой веры, истинного смирения, самопожертвования, благодарного служения Господу, но главное – вложила эти таланты в людей, которые и сегодня, через века, говорят всему миру о Всевышнем. Получив от Бога на воспитание детей, эти матери сохранили в их сердцах глубокое благоговейное почитание Отца Небесного, многочисленными стараниями, укрепленными молитвой, преумножили вложенное в маленькие души зерно любви и трудолюбия. Ко всему прочему, несмотря на разные судьбы, матери трех святителей очень схожи удивительной верностью семье и глубокой созидательной молитвой, самой сильной, «материнской», которая ведет к Истине, как маяк. И нам, современным мамам, радеющим о благополучии собственных чад, точно есть чему поучиться у этих прославленных святых, живших в IV веке.

Воспитавшая шестерых святых

Преподобная Емилия Кесарийская (Каппадокийская) родилась в Кесарии между 305 и 315 годами. Ее семья была довольно состоятельной, владела обширными землями в Малой Азии. Емилия в юности имела необыкновенную красоту, но была глубоко верующей и готовилась к безбрачию. При императоре Лицинии ее отец принял мученическую смерть, и Емилии пришлось выйти замуж за благочестивого адвоката Василия – это спасло девушку от распространенного в то время похищения для насильственного замужества.

Муж ее Василий впоследствии стал священником. Супруги много тратили на благотворительность, помогали нищим, принимали странников. В браке Емилия вырастила десятерых детей. Шестерых из них мы знаем как святых – это епископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий, епископ Нисский Григорий, епископ Севастийский Петр, праведный Навкратий, преподобная Макрина Младшая и блаженная Феосевия. Еще один ее сын Никифор скончался младенцем, а об остальных детях сведений не сохранилось.

Старшая дочь Макрина и дочь Емилия в свое время удалились в имение на берегу реки Ирис и основали там монастырь. С ними пошли и некоторые из отпущенных рабынь. Все необходимое для жизни они делили поровну, служили Господу смиренно, кротко и с любовью. Самым важным делом для них были молитва и мысли о Господе.

Перед самой кончиной в обители за больной Емилией ухаживали ее младший сын Петр со святой Макриной. Когда душа ее разлучалась с телом, Емилия оставила каждому свое материнское благословение. А потом ее душа отошла на небеса с такими словами: «Тебе, Господи, отдаю начаток и десятину от плодов моего чрева: начаток – эта перворожденная дочь, десятина – этот последний сын! Ты в Ветхом Завете повелел приносить Тебе начаток и десятину плодов: пусть Тебе будут они благоприятной жертвой, и пусть снизойдет на них Твоя святыня!» Скончалась преподобная Емилия в возрасте 73 лет.

Указавшая дорогу к Богу

Нонна Назианзская, мать святителя Григория Богослова, родилась в конце III века в христианской семье. Она была дочерью христиан Фильтата и Горгонии и сестрой святителя Амфилохия, епископа Иконийского. Нонна вышла замуж за язычника, родила дочь Горгонию и сыновей Григория и Кесария, которых воспитала христианами.

Ее муж Григорий Арианзский – градоначальник и богатый владелец земель в Каппадокийской области Малой Азии – поклонялся огню. Нонна горячо молилась, чтобы он обратился к Истине. Ее сын – в будущем святитель Григорий Богослов писал, что она «день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу».

И Господь внял молитвам женщины. Во сне ее мужу было видение: он увидел, что сам поет стих Давида: «возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс. 121: 1). Пение это было небывалым, чудесным, и вместе с песней у мужчины появилось желание служить Господу. Григорий рассказал о взволновавшем его сне своей жене. Она была несказанно рада и уверила мужа, что это доброе предзнаменование. Тогда Григорий обратился к Богу – было это на Первом Вселенском Собора в Никее. Его посвятили в пресвитеры, а затем – во епископа Назианзинского. Его супруга, святая Нонна, была посвящена в диаконисы.

В 359 году сын Нонны Григорий вернулся на родину после обучения и принял Крещение от отца, через два года стал священником, а позже – Константинопольским Патриархом. Он впоследствии получил почетное имя Богослова, потому что стал одним из самых проницательных и глубоких духовных писателей. С покорностью и смирением перенесла святая Нонна смерть младшего сына Кесария и дочери.

Муж ее, епископ Григорий, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского уже глубоким старцем. Святая старица Нонна заболела, но по молитвам ее сына Господь продлил ее срок на земле.

Григорий Богослов писал, что Нонна ничего не ела, но заметно пошла на поправку. Позже он узнал, что мать во сне видит его, своего сына, с молитвой дающего ей вкусить хлеб. Этим Нонна и подкреплялась: «Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении; потом стал, по обыкновению, спрашивать: "Как провела ночь и что ей нужно?" Она нимало не медля и речисто сказала: "Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!" В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, но принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние».

Святая Нонна скончалась в 374 году на молитве в храме.

Открывшая красоту Святого Писания

Святая Анфуса Антиохийская, мать святителя Иоанна Златоуста, по происхождению была гречанкой. Ее муж Секунд, всей душой преданный Богу христианин, служил чиновником в Антиохии. Анфуса осталась вдовой в 20 лет: он умер вскоре после рождения второго ребенка, сына Иоанна. Анфуса больше не вышла замуж, она посвятила себя воспитанию детей: сына – будущего святителя Иоанна Златоуста и его старшей сестры.

Анфуса была образованной для своего времени женщиной. Она не нуждалась в средствах, имея значительное состояние. Как испытание, со смирением, перенесла Анфуса и смерть маленькой дочери. Она осталась с сыном, которому посвятила все заботы, надежды и любовь. Иоанн получил лучшее для того времени воспитание. Первые уроки чтения и письма ему преподавала сама Анфуса. Поскольку любимым чтением ее было Святое Писание, то и первые слова, которые прочел Иоанн, были со страниц Писания. Отсюда и началась любовь Иоанна к чтению слова Божия, толкование которого стало главной задачей жизни будущего святителя.

Повзрослевший Иоанн получил великолепное образование, начал заниматься адвокатурой, и мать надеялась, что скоро он обретет достойное положение в обществе и как деятельный муж, и как христианин. Но Иоанн мечтал о монашестве и стремился вступить в число иноков – он ждал согласия и благословения своей любимой матери. Когда Анфуса узнала о намерении сына стать иноком, она очень сильно опечалилась, рассказала обо всех лишениях и страхах, которые постигли ее, и которые, с Божьей помощью, она преодолела. Анфуса упросила его не оставлять материнский дом, чтобы не испытать ей снова сиротства, а подождать до того момента, когда Господь призовет ее к Себе.

Иоанн послушал мать и остался с ней. А после ее кончины раздал свое наследство бедным, после чего ушел в пустыню к отшельникам. За большие заслуги со временем Иоанна рукоположили во пресвитера: после этого он с большим старанием и проницательностью начал проповедовать Святое Евангелие, за что получил имя «Златоуст». Позже он возглавил Константинопольскую кафедру, составил чин литургии, написал несколько молитв чина Елеосвящения и ввел за всенощным бдением антифонное пение. Кроме того, святитель Иоанн Златоуст оставил Церкви множество богословских сочинений, проповедей и писем. Стойко и смиренно переживая изгнание и осуждение, он до последних минут земной жизни остался верен Христу и Церкви.

Ольга Бобовникова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.