ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СОВЕРШЕН БЫТЬ…
В Евангелии есть повествование о богатом юноше, который обратился ко Христу с вопросом: «Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Однако, услышав в ответ «Раздай имение, возьми крест свой и следуй за Мной», отошел с печалью (см.: Мф. 19: 21–22, Мк. 10: 21–22). А возможно ли последовать этому призыву Христа? Способен ли человек на такой подвиг?
Г. Гофман. «Христос и богатый юноша» Г. Гофман. «Христос и богатый юноша»
«Неправильный капиталист», золотопромышленник и миллионер XIX века Иннокентий Михайлович Сибиряков всей своей жизнью ответил на этот вопрос: «Да». Огромные очереди разнообразных просителей выстраивались возле дома, где он жил, и получали помощь. На его деньги строились храмы и открывались библиотеки, а сам он снимал скромную квартиру в Петербурге, не заводил своего экипажа и пользовался услугами городских извозчиков.
Кем же был этот человек? Как он жил?
Иннокентий Михайлович Сибиряков родился в Иркутске в 1860 году. Родители дали ему имя первого епископа Иркутского, святителя Иннокентия. Его отец, Михаил Александрович Сибиряков, купец 1-й гильдии, стал первым в роду золотопромышленником. Он создал крепкий капитал, который и унаследовали его дети.
Оставшись сиротой в подростковом возрасте, Иннокентий переехал к брату в Петербург. Историк Татьяна Шорохова, написавшая книгу о Сибирякове, говорит: «В 15 лет Иннокентий получил в наследство 800 тыс. руб., стал владельцем долей в золотопромышленной и пароходной компаниях. Однако спустя 18 лет, когда Сибирякова вознамерились объявить сумасшедшим, его арестованное состояние оценивалось уже в 10 млн руб.» И это с учетом того, что Иннокентий Михайлович постоянно занимался благотворительностью. На его примере сбылся духовный закон: да не оскудеет рука дающего. «Помогите, я страшно богат, – писал миллионер Льву Николаевичу Толстому. – Чем больше я раздаю, тем больше ко мне приходит!» – ведь золото добывалось своим чередом.
Иннокентий Сибиряков. 1880–1901 годыИннокентий Сибиряков. 1880–1901 годы
Как обычно люди относятся к деньгам и богатству? По-разному. Кто-то пытается скопить, нажить (порой и неправедным путем). Кто-то завидует, кто-то радуется приобретению, кто-то тратит и проживает. А как же Иннокентий Михайлович относился к тому, что с золотых приисков к нему стекались миллионы? Он понял, что деньгами душу не накормишь, поэтому говорил: «Как жадно все человечество в своем стремлении к богатству. Но что оно нам приносит? Вот я – миллионер, мое счастье должно быть вполне закончено. Но счастлив ли я? Нет. Все мое богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто, пыль, прах… А между тем все человечество стремится именно к достижению богатства… Как это случилось, думал я, что в моих руках скопились такие средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Не есть ли это достояние других людей, искусственно перешедшее в мои руки? И я нашел, что это именно так, что мои миллионы – это результат труда других лиц, и чувствую себя неправым, завладев их трудами».
Так как же Иннокентий Сибиряков распоряжался богатством и на что тратил свои деньги? Во-первых, он позаботился о рабочих, которые трудились на его приисках: открыл бесплатные столовые и библиотеки, почти полмиллиона рублей отдал в созданный им фонд для пенсий и пособий рабочим, трудившимся на золотодобыче. В студенческие годы он помогал ученым, спонсировал научные экспедиции, открывал бесплатные библиотеки и музеи, всячески способствовал развитию народного просвещения и науки.
После длительного путешествия по Европе в душе Иннокентия Михайловича произошел серьезный внутренний перелом. Домой он вернулся разочарованным: «При помощи своих денег я видел мир Божий – но что из всего этого прибавило к моему собственному счастью жизни? Ровно ничего. Та же пустота в сердце, то же сознание неудовлетворенности, то же томление духа…» Тогда он утвердился в мысли: чтобы изменить мир, надо прежде всего изменить себя. Настольной книгой миллионера постепенно стало Евангелие. Он обратился к православию, начал совершать паломничества по монастырям. И часто, по мнению окружающих, стал совершать странные и непонятные поступки. Например, подарил лакею 25 тыс. рублей. Проходя мимо монахини, собирающей жертву на Богоявленский монастырь в Угличе, положил в кружку серебряный рубль, а увидев ее радость, узнал адрес, где она остановилась, и на следующий день принес ей все свои свободные наличные деньги – 147 тыс. рублей.
Богоявленский женский монастырь. г. Углич Богоявленский женский монастырь. г. Углич
«Если бы Сибиряков, которому исполнилось 33 года, преподносил жемчуг и бриллианты сомнительным певичкам, строил себе дворцы или дебоширил в ресторанах, общество восприняло бы это с пониманием. Но Сибиряков проводил в жизнь евангельское правило – “просящему – дай”! И этого, увы, многие не поняли». Богатые круги Петербурга восприняли поведение Сибирякова в штыки, потому что мало кто собирался следовать его примеру и раздавать деньги нуждающимся, но и выглядеть на его фоне скупердяями тоже не хотелось. Вскоре выход из сложившейся ситуации нашелся: миллионера объявили сумасшедшим. Против него завели судебный процесс, в ходе которого провели психиатрическое освидетельствование. На итоговом заседании миллионер был признан дееспособным.
Иннокентий Михайлович все чаще вспоминал евангельского богатого юношу, которому Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Этот призыв он относил всецело к себе. Общая сумма средств, переданных Иннокентием Михайловичем на благотворительность, исчисляется миллиардами рублей в пересчете на современные деньги. Большие суммы он жертвовал на храмы и монастыри. Например, побывав на Валааме, Иннокентий Михайлович отдал десять тысяч рублей. На эти деньги был построен храм Воскресенского скита на берегу Большой Никоновской бухты.
В душе миллионера постепенно зрело желание уйти в монастырь. Он принял постриг с именем Иоанн, а через год был пострижен в великую схиму с возвращением ему прежнего имени Иннокентий (в честь своего небесного покровителя Иннокентия Иркутского). Монашеский путь привел Сибирякова на святую гору Афон в Греции, в русский Свято-Андреевский скит, где он прожил в аскезе и молитвенных трудах четыре года.
В сентябре 1901 г. отец Иннокентий слег с чахоткой. Когда за три дня до кончины в его келью вошел настоятель, то схимонах, лежа на одре, сказал: «Батюшка, простите, не могу я вас встретить как следует; ничего не могу сказать, кроме грехов». 6 ноября 1901 г. схимонах Иннокентий отошел ко Господу в возрасте 41 года.
Открыв через три года честные мощи отца Иннокентия, насельники скита увидели, что кость его главы приобрела янтарно-желтый цвет, что по афонскому многовековому опыту указывает на святость. Глава схимонаха Иннокентия сегодня находится на почетном месте в костнице Свято-Андреевского скита на Афоне.
Иннокентий Сибиряков в своей жизни прошел искушение богатством. Незаслуженно забытый почти на сто лет, он возвращается в историческую память России, являя пример совестливого русского человека, который не смог веселиться на пире жизни, когда вокруг него бедствовали сотни тысяч людей. На вопрос, как победить в этом мире зло, он дал себе ответ: «Зло нужно победить прежде всего в самом себе». Этим путем он и пошел.
Анна Власова
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм