Ultimate magazine theme for WordPress.

ПРАЗДНИК БЛАГОДАРНОСТИ СПАСИТЕЛЮ

0 121

Проповедь на Крещение Господне игумена Павла (Полукова).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Праздник, ради которого, братья и сестры, мы сегодня собрались в храме – это один из древнейших праздников Православной Церкви, древнейших праздников христианства. Свидетельства о нем относятся уже ко II веку, первые гомилии, слова о нем писали в IV веке. Праздник, который в древности назывался одним словом – «Феофания», или «Богоявление», или «Епифания», – это одно из самых значимых событий евангельской и вообще библейской истории – пришествие в мир Спасителя. В древности это был один праздник: воспоминали и Рождество Христово – пришествие в мир Спасителя, и Богоявление – во время Крещения явление Святой Троицы, поклонение волхвов. Обычай приходить на Иордан и освящать воду (в Иерусалимской Церкви) тоже относится к тому времени, и, как описывают нам свидетели тех событий, все с нетерпением ждали момента, когда в воды Иордана опустится крест, для того чтобы люди могли и войти в эту воду, и черпать ее, некоторые брали камешки со дна на память об этом событии.

В настоящее время эти праздники разошлись. Крещение Господне мы празднуем отдельно, и этот праздник имеет сразу три названия: Крещение (как он чаще всего нам известен по событию, которое мы сегодня вспоминаем), Богоявление (как уже было сказано), и еще в древности его называли Днем Просвещения, или Праздником Света, ибо в мир пришел Свет – Господь Иисус Христос. И конечно, просвещение еще относится и к таинству Крещения, которое принимали люди и становились христианами.

Если мы постараемся охарактеризовать сегодняшнее событие одним словом, то этим словом будет слово «ожидание». Древний мир уже был наполнен ожиданием того, что что-то должно произойти. Те, кто знал Священное Писание, почитал истинного Бога, читал пророчества, знал о пришествии в мир Спасителя. Но и другой, языческий мир, тоже понимал, что происходящее вокруг не может соответствовать огромному количеству языческих божеств разного ранга и разной степени. То, что происходило между этими богами – настоящая Санта-Барбара: они друг другу завидовали, убивали, женились, уходили, изменяли – по сути это отражение человеческих качеств в языческих богах.

И вот в самый напряженный момент этого ожидания приходит святой Иоанн Предтеча и совершает крещение водою во оставление грехов. Само по себе понятие омовения в Ветхом Завете было известно, но не было известно Покаяние. Грехи свои не исповедовали, но совершали определенные действа за искупление грехов: это могло быть приношение жертвенного животного, частичное или полное (с погружением) омовение. Последнее совершалось не часто, когда верующий иудей, например, уходил за пределы Святой Земли и долгое время находился среди язычников по каким-то делам: в Риме, в Афинах, в Карфагене, в других местах. И когда он возвращался, он должен был совершить полное омовение, смывая с себя скверну, с которой он волей-неволей соприкасался, находясь среди идолов языческого мира.

И люди шли, отзывались на проповеди Иоанна Предтечи, который проповедовал, что за ним идет Тот, Кто будет крестить водой и Духом. Про себя же Иоанн Предтеча говорил, что пришел для того, чтобы приготовить путь Господу.

И вот в этом напряженном ожидании появляется на реке Иордан Иисус Христос. Пришествие Его в мир было необычно, велико, необъятно. Но об этом тогда узнало немного людей: святое семейство, волхвы, пастухи, царь Ирод; наверное, воины, которые исполняли приказ царя избить Вифлеемских младенцев; может быть, их родители, которые скорее всего не понимали, почему это происходит.

Во время Крещения Господа людей было намного больше, и Иоанн Предтеча говорит удивительные слова. Когда Господь попросил крестить и Его вместе со всеми, Иоанн Предтеча сказал, что недостоин развязать ремень на Его обуви. Что это значит? По законам того времени, да и сейчас на Востоке, считается, что развязать обувь другому человеку мог только раб или слуга. Но даже слуге не всегда такое доверяли. И здесь Иоанн Предтеча ясно говорит о том, Кто идет. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, Господь, принимая крещение, сошел в воды Иордана, полные греха, и взял на Себя эти грехи. Сошествие Его в реку Иордан в принципе было предзнаменованием Его будущего сошествия во ад для той же цели – для избавления нас от грехов.

Этот праздник для нас должен стать, во-первых, благодарением Спасителю. Во-вторых, в каждом из нас должно обновляться наше личное Крещение. Многие из нас крещены во младенчестве, когда обеты за нас давали крестные. Но мы помним, что Господь исцелил слугу сотника по его вере. Мы отрицались сатаны, всех дел его, всех ангелов его, всей гордыни его и всего служения его.

Но исполняем ли мы заветы Господа в своей жизни? Нет ли в нашей жизни идолов? Нет ли в нашей жизни гордыни, которая порой переполняет нас через край? Нет ли того, что мы невольно служим не тем силам? Мы сочетались со Христом в таинстве Крещения, но соблюдаем ли мы это сочетание? После этого сочетания говорятся такие слова: «Веруем Ему, как Царю и Богу». Но является ли Иисус Христос Царем нашим и Богом по-настоящему, а не на словах? Ведь если бы Он был Царем и Богом в нашей жизни, тогда мы не нарушали бы заповеди или по крайней мере прилагали бы все усилия для того, чтобы их соблюдать. Но бывает, что мы только выходим из храма, даже после Причастия, а по отношению к людям или к какой-то ситуации у нас сразу возникает недовольство, но мы себя в этом не останавливаем.

Конечно, нельзя в этот день не сказать о Крещенской воде. Изначально она освящалась для Крещения оглашенных. Эту воду мы называем Великой агиасмой, что в переводе с греческого языка означает Великая святыня. Не зря человеку, который в древности по каким-то причинам не мог причаститься, в утешение давали Крещенскую воду и антидор или артос. Это действительно великая святыня.

Во время освящения воды мы просим, чтобы этой воде Бог дал силу исцелять недуги, быть губительной для демонов, для супротивных сил неприступной, ангельской крепости исполненной, чтобы все, принимающие ее, имели бы Крещенскую воду ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядно – то есть на всякую пользу.

Но порой у нас Крещенской воды бывает дома очень много, как и вербочек, и не зря возникает вопрос: «А что с ними делать?» Это говорит о нашем отношении к святыням. Мы их берем, но не используем, ведь есть такая хорошая, добрая традиция: начинать день с молитвы, с глотка Крещенской воды и с кусочка просфоры или антидора, у кого что есть. Мы просили у Бога исцеления, так почему же не умыться этой водой, когда болеем? Мы же просили, чтобы вода была для недугов целительной.

Митрополит Антоний Сурожский (Блум) говорит, что во время освящения воды происходит возвращение ей первоначальных свойств, какие были до человеческого грехопадения. Ибо мы знаем, что через грехопадение пришли тлен, смертность, болезнь, испорченность природы. Мы знаем, что в раю все было для человека полезно: и плоды, которые он вкушал, и вода, которую он пил, – это все, по Священному Писанию, давало ему не то что долголетие, а само бессмертие.

Братья и сестры, в этот праздник еще нужно помолиться за тех, которых, к сожалению, большинство в нашей стране. Они крещены, но не просвещены. Это наша обязанность, мы должны думать не только о себе. Их много и в наших семьях, и среди наших соседей. Да, эти люди в лучшем случае придут за вещественным: освятить куличи на Пасху, набрать святую воду. И если, например, наши нецерковные соседи или родственники у нас просят святой водички, то нужно принести и помолиться Господу: «Господи, дай через эту воду им познания Тебя», и объяснить, что святая вода – это действительно великая святыня.

Спаси Господи, братья и сестры, за молитву. Еще раз позвольте вас поздравить с праздником Крещения Господня, Богоявления, Просвещения. С праздником!

Игумен Павел (Полуков)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.