«УПОВАЙ НА ГОСПОДА»
Подвижники благочестия
Святитель Василий Великий:
Надежда на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит всецело подавать Свою помощь тому, кто иногда надеется на богатство и славу человеческую и могущество мирское, а иногда на Бога. Напротив, человек должен вполне успокоиться на Божией помощи.
*
«Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя» (Пс. 7: 2). Кто надеется на человека или напыщается чем-нибудь другим житейским, например: могуществом, или деньгами, или чем иным из почитаемого у людей блистательным, тот не может сказать: Господи Боже мой! На Тебя я уповал. Ибо есть заповедь не надеяться на князей; и сказано: «Проклят человек, который надеется на человека» (Иер. 17: 5). Не должно воздавать как Божескую честь чему-либо, кроме Бога, так и надеяться на другого, кроме Бога, Господа всяческих.
Преподобный Ефрем Сирин:
Кто возложил упование на золото, тот падет; а кто возложил упование на Господа, тот спасется.
*
Восприми упование будущих благ. Упование это подаст тебе крепкое утешение в злостраданиях и скорбях, и памятование о нем возвеселит тебя. Ему внимали блаженные Христовы мученики среди острий, среди страшных и разнообразных мучений, среди жестокого огня; эту-то вожделенную надежду имели перед очами, а потому охотно и с благодарением терпели все, чтобы только получить уповаемое… Это упование всегда непрерывно имей перед очами своими, брат, чтобы желание уповаемого не дозволяло тебе помышлять о чем-либо непостоянном, а сверх того возбуждало в тебе готовность ко всякому делу благому.
*
Если кто упование свое возлагает на мир сей, то суетно упование его, потому что, когда и не чает, постигнет его конец. Тогда, в час исшествия своего, вспомнит он о грехах своих, и содрогнутся вежди очей его, потому что приведет он себе на память срамные дела свои.
*
Возлагай упование на Господа, храни путь Его, ходи во всех заповедях Его, но не возлагай своего упования на человека, потому что он вдруг увядает, как будто и не было его. Твердо уповай на Единого Бога, потому что уповающие на Него блаженны и в сем, и в будущем веке.
Священномученик Петр Дамаскин:
Должно нам всегда познавать свою немощь и благодать Божию; и не отчаиваться, если что-либо случится с нами, но и отнюдь не быть дерзновенными, думая, что мы значим что-либо, но более уповать всегда на Бога со смирением.
Святитель Иоанн Златоуст:
Упование, как цепь, свешенная с неба, поддерживает наши души, мало-помалу поднимая на высоту тех, которые крепко держатся за нее, вознося нас превыше бури житейских зол. Поэтому если кто ослабеет и отпустит из рук этот священный якорь, тот сейчас же упадет и погибнет.
Преподобный Исаак Сирин:
Не изнемогай в уповании на своего Промыслителя, потому что дивное Его Домостроительство обнаруживается в преданных Ему.
*
Человек не может приобрести надежду на Бога, если прежде, в своей мере, не исполняет воли Его.
Преподобный Максим Грек:
В том и заключается неложное и твердое упование, чтобы выражать надежду творением добрых дел.
Святитель Феофан Затворник:
А ты трудиться – трудись, а злой заботой себя не томи. Жди всякого успеха от Бога и в Его руки предай свою участь. Все добываемое принимай, как дар, от руки Господа и в крепком уповании ожидай от Него продолжения щедрых даров.
*
Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну, и оставайся с тем, на что упование полагаешь.
*
Чувство упования на Бога – великое дело. Оно есть итог всех чувств наших к Богу, особенно глубокой веры в Промысл о нас Божий.
Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник
Святитель Тихон Задонский:
Надо обратить внимание на слова святого Давида: «Уповай на Господа и твори благостыню» (Пс. 36: 3). Это слово учит, что уповающий на Бога должен творить добро, следовать Божией воле, а не своей. Напрасно надеется на Бога тот, кто противится Богу. Напрасно ждет милости от Бога тот, кто не перестает раздражать Его нераскаянным нравом. Напрасно простирает руки и возводит очи к Богу тот, кто сердцем от Него отвращается и обращается к маммоне, серебру и золоту, нечистоте и прочим бездушным божкам. Бог есть Избавитель Своих, а не чужих… Слушает и ныне, но тех, которые почитают Его устами и сердцем, а не поклоняются гордости мира сего, как высокому и позлащенному идолу, которого воздвигает князь тьмы и мира сего к бесчестию имени Божия и гибели человеческой.
Преподобный Лев Оптинский:
Всеобщий и всезлобный враг диавол, хотя и многие творит подлости нам, но ничто же успеет, ежели мы будем уповать на Бога. Господь Всемогущий, поколе сохраняет мое ничтожество, впредь уповаю и вручаю Промыслу Его.
*
Если возложите всю свою надежду на Бога «сотворившего небо, землю, море и вся, яже в них» (Пс. 145: 6), – все, что хотите, получите себе и будете всесчастливы и блаженны.
Преподобный Амвросий Оптинский:
«Возверзи на Господа печаль твою» (Пс. 54: 23). Это значит жить просто и все упование возложить на Господа и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. Царь Давид, когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады: «Малодушствоваше дух мой» (Пс. 76: 4). А когда возложил упование свое на Бога, тогда был утешен: «Помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76: 4).
Праведный Иоанн Кронштадтский:
«Упование же не посрамит» (Рим. 5: 5), – уверяет апостол… Ты еще раз изведал, как мучительна безнадежность, отчаяние; не имей же глупости вперед отчаиваться. При неожиданных обстоятельствах, пролагающих путь к безнадежности, надобно покоряться им. Отчаивающийся в помощи Божией забывает владычество, всемогущество и благость Божию.
*
Великая добродетель – терпение и упование на милосердие Господа, а отчаяние – тяжкий грех. Диавол всеми силами старается повергнуть грешника в отчаяние, но грешник должен крепиться упованием и никак не предаваться отчаянию: пал – и встань.
Подготовила Александра Калиновская
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм