Ultimate magazine theme for WordPress.

КАК ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЛАЧАЕТСЯ В ЦВЕТА СВЯТОСТИ. ЧАСТЬ 2

0 20

Иерей Харалампос Пападопулос

Часть 1.

У святого старца и доброго богослова Емилиана Симонопетрского есть прекрасный текст о радости. Он говорит, что если хочешь получить Христову любовь, то сначала нужно начать с радости, научиться быть радостным.

Послушайте, христианин не злосчастный человек, его нельзя отождествлять со скорбным и злочестивым, интровертным и недовольным человеком. Христианин – это радостный, светлый человек. Приходишь к нему, и он дарит тебе радость, и ты, радостный, хочешь дружить с ним.

Святой старец Емилиан говорит монахам и мирянам: «Будьте людьми, которые, когда приходят к кому-то в гости, приносят радость: человек издали посмотрит на вас и будет рад вас видеть».

А не так, что ты придешь, и человек будет от тебя прятаться. К тебе приходит в гости двоюродная сестра, а ты выходишь через заднюю дверь, или к тебе приходит подруга, а ты просишь, чтобы ей сказали, что тебя нет дома. К тебе приходят в гости, а ты не хочешь к ним выходить и играешь на компьютере. Когда они уходят, ты спрашиваешь:

– Они ушли?

– Да.

– Слава Богу!

Ты не выдерживаешь, это угнетает тебя и заставляет нервничать, ставит тебя в трудное положение. Или ты сидишь с гостями, и у тебя болит голова от них. Ты можешь сказать: «Мы хорошо провели время», но внутренне ты чувствовал себя некомфортно с ними.

И знаете, твой ум может сказать тысячу лживых слов, ты можешь сказать:

– Я рад, что мы познакомились.

Но в то же время говоришь себе:

– Боже, какой плохой этот человек!

Ты можешь сказать:

– Ах, батюшка, какая хорошая беседа!

Но во время беседы ты спал. Тело человека не может притворяться, поэтому если ты плохо себя чувствовал на каком-то мероприятии, то тогда возвращаешься домой, и у тебя болит голова, живот. Невозможно, чтобы тело не показало, какое давление оно испытывало. Тело не обманывает, лжет ум, он может сказать тысячи лживых слов. Тело не может этого сделать. И иногда ум убеждает нас, что вам очень хорошо, но в действительности вам очень плохо. В действительности твое тело выводит это напряжение, ложь, лживые отношения, когда ты плохо провел время, не удовлетворен и несчастлив. Вот почему старец Емилиан говорит: «Будьте радостными людьми, пусть другие радуются рядом с вами».

Человек приходил к старцу Паисию, и он радовался своему гостю, он был простодушным благодарным старцем, он обнимал тебя, держал за руку, говорил с тобой по-человечески, понимал тебя. Как вы думаете, какими были святые? Они были людьми, которым присущи покаяние и смирение. Они не были безгрешными. Они были людьми. Но у них были покаяние, любовь ко Христу, смирение, сострадание.

Что было характерно для преподобного Паисия? Знаете ли вы, какая у него была характерная черта? Ведь у каждого святого есть что-то свое, что составляет букет святых в Церкви. Что было у преподобного Паисия? Его любовь к людям. Он мог сидеть и слушать тебя много часов. Он мог работать целый день, быть очень уставшим, но ты приходил к нему в келию, и он бросал свои дела, садился и слушал тебя.

Когда у кого-то есть проблема, то вы строите из себя учителей. Когда кто-то находится в трудной ситуации, он не хочет слушать твои проповеди, не хочет слушать нравоучения, и он прекрасно знает, что правильно, что он должен делать, но он не может этого сделать, он не в том состоянии, чтобы это сделать, у него нет сил, чтобы это сделать. Что он хочет? Он хочет, чтобы вы были рядом с ним и ему сказали:

– Я тебя понимаю, тебе сочувствую, и я через это прошел, и я это пережил, не отчаивайся! На все Божья воля.

Это исцеляющие слова. Этого утешения достаточно для него. Ему не нужны проповеди, не нужно нам входить в роль всезнающих учителей.

Главное – это быть радостными людьми, и вот что говорит старец Емилиан: «Потому что человек черпает радость от малых вещей». Это очень важно.

Малые вещи каждый день ускользают от нас. Необходимо, чтобы мы прославляли Бога за то, что имеем, и пресекать это проклятие, как называл его старец Паисий, – ропот. Мы ропщем обо всем. Нам всё не нравится: еда, постель, дом, город, женщина. Находим повод роптать обо всем. Даешь ропщущему человеку вкусный фрукт, а он вместо слов «Слава Богу!» и «Спасибо!» возмущенно говорит: «Ну, да, конечно! Я буду есть этот фрукт, а другие сейчас едят красную икру!»

Но есть люди, которым сейчас вообще нечего есть. Почему ты выбрал эту интерпретацию, а не другую?

Наверное, в вашем доме есть люди, которые могут за две-три минуты довести вас до депрессии. Это нечто страшное. Приходишь к кому-то в гости радостный, хочешь зайти в квартиру, а с тобой начинают ругаться, и ты начинаешь жалеть, что зашел к ним в гости. И тебя охватывает чувство вины за то, что ты, радостный, пришел к ним выпить чашку кофе. Таких людей называют энергетическими вампирами, они «пьют» твою кровь и истощают тебя.

И старец Моисей Святогорец говорил, что нет святости в человеке, который не может сказать: «Слава Богу!»

Можно ли не иметь проблем? Покажите мне человека, который решил все свои проблемы?

Однажды в горной части Крита я познакомился с одним пастухом, и мы разговорились о разных житейских вещах. И эти пастухи в своем уединении высоко в горах часто предаются философским размышлениям. Тишина и одиночество заставляют уйти в себя, потому что рядом нет людей, с которыми можно поговорить. Поэтому они углубляются в себя и работают над своей душой. Простодушные жители горных деревень Крита очень поэтичны. Они могут сочинить мандинаду[1] за одну минуту.

Почему бы не сказать «слава Богу!», если у меня есть какие-то проблемы со здоровьем? У нас у всех есть такие проблемы. У нас есть социальные проблемы. У всех они есть. Если у нас их нет, то появятся душевные проблемы. А если у вас нет душевных проблем, то возникнут проблемы с детьми, с работой. Есть ли кто-то, кто решил все свои проблемы?

И пастух прочитал мне свою короткую поэтическую зарисовку:

Назови мне хоть одного человека,
Который решил все свои проблемы,
Потому что я еще не решил все проблемы,
Но это меня совсем не волнует!

Это философия. Он часто думал об одной жизненной теме: как ему стать доксологическим (славящим) человеком. И старец Емилиан говорит, что малые вещи, которые человек соотносит с Богом, он обратно воспринимает через Бога, то есть говорит:

– Слава Богу за прекрасный обед!

Или:

– Слава Богу, что мы сегодня хорошо провели время!

То есть нужно видеть во всем дар Божий, облекать это в благодать Божию, делать все во имя Божие.

Старец Емилиан говорит: «Тогда радость приходит в него понемногу. А радость может подарить тебе улыбка другого человека».

Это немало. Спросите у людей, которые месяцами находятся в одиночестве, не выходят на улицу, позвоните им и спросите их:

– Что такое радость?

– Радость может прийти к тебе от улыбки другого человека.

Когда я ездил на Афон, один уже пожилой человек сказал мне:

– Я в детстве не получал отцовской любви. Мой отец считал грехом обнимать меня.

Пожилые люди на Крите говорили:

– Любите своих детей, но пусть они не знают об этом, не показывайте им этого.

Это суровые люди, и в этих вопросах они придерживались такой линии. Поэтому они никогда не проявляли любви к своим близким, не обнимались, не говорили:

– Я тебя люблю!

Позавчера одна девушка мне сказала:

– Я никогда не слышала слов «я тебя люблю!» Я не знаю, как они звучат. Никто не сказал мне: «Молодец! Ты прекрасно справилась с этой задачей!»

И тот пожилой мужчина продолжил рассказывать:

– Я поехал на Афон, чтобы познакомиться со старцем Ефремом Катунакским, чтобы он меня обнял, чтобы я почувствовал, что такое отцовское объятие.

«Похвала другого человека, – говорит старец Емилиан, – может принести тебе радость». Радость могут принести и противоположные вещи, даже трудность. Для духовно преуспевших людей цветок приносит радость, гора приносит радость, естественный свет приносит радость, самая маленькая молитва приносит радость, каждая надежда приносит радость, присутствие отца, матери приносит радость, все приносит радость, даже сон приносит радость. Я имею в виду такую простую вещь: «Слава Богу, что я заснул». Спросите людей, которые не могут заснуть, которые всю ночь мучаются, не могут закрыть глаза, ворочаются и встают, спросите их, какое благословение – сон. Я имею в виду простые вещи, с которых, если сосредоточиться на них с благодарностью, жизнь начинает становиться прекрасной. И ты говоришь:

– Слава Богу!

И радуешься всему, и становишься радостным человеком.

И затем старец Емилиан говорит: «Господь наполнил мир тем, что может принести тебе радость, и от этой радости ты можешь прийти к той великой радости, которая является Христом».

Ты начинаешь с этой радости, и постепенно поднимаешься, и переходишь к большим духовным радостям. Но пока не научишься радоваться простым вещам, не сможешь достичь и духовных вещей. Ибо если Бог дает тебе благодать, то ты ее разрушишь. Если Он дает тебе великое благословение, ты его разрушишь. Вот почему перед тем, как Бог даст харизму, Он дает тебе испытания, чтобы подготовить почву, чтобы созрела душа, душа эгоистичная, самохвальная, саморазрушительная, если Он даст тебе дар, ты его разрушишь из-за своего эгоизма. Поэтому Он готовит тебя испытаниями, затем дает тебе харизму. И после этого можешь ее удержать в руках. Точно так же, если мы научимся в малых вещах прославлять Бога, то в нашу жизнь придут большие вещи…

[1] Мандинада – короткое стихотворение из двух рифмованных строчек, где каждая из них обычно состоит из 15 слогов, или это короткий стих, состоящий из четырех строчек, который обычно заканчивается без рифмы. – Примечание болгарского переводчика.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт
храма святого царя Бориса в Варне

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.